Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий военнослужащим заключать краткосрочные контракты на срок от шести месяцев для «пресечения деятельности международных террористических и экстремистских организаций за пределами России». Ранее военные могли заключать подобные контракты минимум на два года. «Наша Версия» разобралась, для чего понадобилась эта законодательная инициатива и к чему она приведет.
Проект закона, который вносит поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе», был подготовлен в срочном порядке в Минобороны и внесен в Госдуму 14 октября. В законопроекте предлагается предоставить военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также находящимся в запасе, право заключать первичные контракты сроком от полугода. В настоящее время контракты с рядовым и сержантским составом заключаются минимум на два года. Это позволит ликвидировать дефицит специалистов, потребность в которых увеличивается в чрезвычайных ситуациях, поскольку закон разрешит привлекать на службу армейских спецов, которые не хотят длительное время связывать жизнь с армией, но готовы рассмотреть службу как временный заработок. То есть служить несколько месяцев или до окончания определенной военной операции. Для этого будет прописано положение, которое позволит заключать контракт «до прекращения обстоятельств, вызвавших необходимость его заключения».
Из-за возросшей военной активности России армии необходимы квалифицированные кадры, которые быстро подготовить не получается, потому Минобороны и ищет варианты.
Закон для Сирии
Как отмечается, новый закон будет работать лишь в период чрезвычайных обстоятельств – например, при нехватке людей для ликвидации последствий стихийных бедствий, восстановления конституционного порядка или участия в деятельности по поддержанию мира и безопасности. Как нетрудно заметить, подобные чрезвычайные ситуации происходят в мире буквально без перерывов. Конкретно сейчас Российская армия ведет операцию в Сирии.
Еще в ноябре 2015 года, когда Минобороны впервые разместило поправки для общественного обсуждения на портале раскрытия информации, они вызвали широкую дискуссию. Прежде всего стало очевидно, что несмотря на регулярные заверения об успешном переходе Российской армии на контрактную систему, в этом направлении имеются определенные проблемы. А из-за возросшей военной активности России армии необходимы квалифицированные кадры, которые быстро подготовить не получается, потому Минобороны и ищет варианты для выхода из ситуации. Некоторые эксперты предположили, что инициатива не случайно появилась именно на фоне участия российских военных в операции в Сирии. При этом в Минобороны неофициально подтвердили эту информацию.
Как стало известно, законопроект действительно направлен на ликвидацию кадрового дефицита среди солдатского и сержантского состава, задействованного в сирийских событиях. Выясняется, что некоторые непродуманные решения во время военной реформы под руководством бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова привели к дефициту ряда воинских специальностей. Так, если прежде авиатехниками служили офицеры, то в ходе реформ эти должности понизили до уровня сержантских. Естественно, многие специалисты ушли, и теперь последствия тех преобразований приходится расхлебывать, изобретая новые решения.
Сергей Кривенко, директор правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право»:
– Раньше правозащитники регулярно сталкивались с фактами принуждения солдат срочной службы к подписанию контрактов с помощью насильственных действий, обмана и дезинформации, но в последнее время подобных случаев все меньше. Не думаю, что этот законопроект усугубит ситуацию. По моему мнению, закон о коротких контрактах направлен исключительно на технологическое совершенствование системы работы с контрактниками. Сегодня поставлена задача сделать Вооруженные силы по большей части контрактными, но до сих пор остается много проблем. Не удается привлечь на контрактную службу ключевых специалистов, в первую очередь технических. Поэтому для проведения учений, походов боевых кораблей, боевых действий привлекаются в том числе и военнослужащие по призыву. Однако поскольку сейчас служба идет один год, то возникают моменты, когда Минобороны нуждается в обученном солдате, а он должен увольняться. Тогда подписание с ним краткосрочного контракта – единственная возможность оставить нужного солдата на службе.
Армия берет на себя функции ЧВК
Здесь стоит напомнить, что практика заключать краткосрочные контракты была широко распространена во время второй войны в Чечне и привела в итоге к массовым нарушениям прав солдат срочной службы. Тогда в разгар боевых действий контрактники активно увольнялись, отчего в воюющих частях стало не хватать солдат и сержантов. Предпринимались попытки доукомплектовать воюющие части контрактниками с гражданки, однако качество собранных «с миру по нитке» бойцов оказалось довольно противоречивым. В результате в части была спущена директива любыми способами удерживать от увольнения в запас солдат-призывников. Так, военнослужащих в частях обязывали подписывать контракты на полгода боевых действий, чтобы хоть как-то сохранить боеспособный костяк. Для этого в войсках активно работали кадровики, которые уговорами, посулами и запугиванием заставляли неопытных в юридических вопросах призывников заключать контракты, по факту не имевшие никакой юридической силы.
Таким образом, можно предположить, что сейчас Российская армия сталкивается в Сирии с теми же самыми проблемами, с которыми в свое время столкнулась в Чечне. Во многих странах для их решения используются «солдаты удачи», служащие в частных военных компаниях (ЧВК), однако Россия, как обычно, пошла своим путем. Возможно, сказывается российский менталитет – у нас как-то не принято воевать за деньги, служба воспринимается как святой долг по защите государства. Тем не менее новый законопроект может привести к тому, что в Минобороны на базе армейских подразделений фактически будут формироваться государственные частные военные компании, которые дадут возможность тем, кто имеет боевой опыт и готов рисковать своей головой, сделать это на вполне законных условиях. Правда, тут остается надеяться, что эта практика не повторит прежний опыт и желающих повоевать не станут опять загонять в горячие точки в добровольно-принудительном порядке.
Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:
– В последнее время от военных постоянно требуют увеличения численности контракт-ников, а краткосрочные контракты позволят непрерывно обеспечивать этот прирост. Таким образом, военные смогут рапортовать, что в армии идет непрерывное увеличение профессионалов, ведь формально на бумаге можно будет показать любое количество контрактников. Но, конечно, это не решение проблемы – на службу должны идти люди с хорошей мотивацией. Иначе государство получит «бумажную» контрактную армию, где деньги получать, по сути, будут солдаты срочной службы. О высоком уровне боеготовности такой армии вести речь, конечно, невозможно.
Но, возможно, этот законопроект позволит в какой-то степени уберечь военнослужащих по призыву от участия в боевых действиях. Как показывает опыт пятидневной войны с Грузией, когда в 2008 году в Южную Осетию экстренно вводились войска 58-й армии, то в горячке никто не соблюдал права солдат-срочников. Несмотря на то что привлекать к боевым операциям их строго запрещено, воевать отправили всех без разбора, что явилось вопиющим нарушением законодательства. Как показывает практика, военнослужащие по призыву застрахованы от попадания в горячие точки только в том случае, если в части имеется необходимое количество контрактников для выполнения такого рода задач. Не случайно сегодня от командиров требуют, чтобы в частях служило достаточное количество контрактников и можно было выполнять боевые задачи без привлечения срочников.