Чкаловский районный суд Екатеринбурга признал виновной бывшего директора спецшколы №124 Наталию Поддубную в халатности и приговорил к 11 месяцам исправительных работ, лишив права занимать руководящие должности в госучреждениях в течение двух лет. Вину она не признала.
О насилии в спецшколе стало известно в апреле 2023 года, после того как один из пострадавших подростков сбежал оттуда и обратился за помощью в Следственный комитет России. Он рассказал, что воспитанники школы регулярно становятся жертвами физического и сексуального насилия со стороны своих сверстников. После его заявления было возбуждено уголовное дело.
В результате были установлены три подростка 15 и 16 лет, которым предъявили обвинение по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста) и п. «б» ч. 5 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении двух или более несовершеннолетних). Потерпевшими были признаны двое учеников спецшколы. Всего было зафиксировано 12 эпизодов сексуального насилия. Вину подростки не признали.
Следствие считает, что Наталия Поддубная знала о происходящем, но ничего не предприняла для помощи пострадавшим детям. В ее телефоне была обнаружена переписка в WhatsApp (принадлежит Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ) с видеозаписями, на которых четко видны эпизоды насилия. В качестве превентивной меры она провела с подростками воспитательную беседу.
Судебные процессы над Наталией Поддубной проходили в закрытом режиме. Во вторник, 18 июня, Чкаловский райсуд Екатеринбурга приговорил ее к 11 месяцам исправительных работ с удержанием из заработной платы 10% в доход государства и лишил права занимать руководящие должности в госучреждениях в течение двух лет по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). Гражданский иск потерпевших о моральной компенсации в размере 2 млн руб. суд оставил без рассмотрения. В ходе прений гособвинение запрашивало для подсудимой 11 месяцев исправительных работ и лишение права заниматься педагогической деятельностью в течение трех лет.
После оглашения приговора представитель прокуратуры заявил, что Наталья Поддубная «была достоверно осведомлена» о том, что в отношении несовершеннолетних воспитанников «совершаются тяжкие преступления». По словам прокурора, ее вина была доказана показаниями ряда свидетелей в ходе судебных разбирательств. Адвокат потерпевшего ребенка Олеся Бортников заявила, что не согласна с квалификацией действий Поддубной, по ее словам, «она совершила более тяжкое преступление». «Из того, что ей вменили,— это наиболее легкое, что следствие могло ей вменить. Возможно, мы будем обжаловать вынесенное решение»,— отметила госпожа Бортникова.