Наступление анонимного капитала

Источник
Финнский медиахолдинг Sanoma официально сообщил, что продал свою долю (33,3%) в газете "Ведомости", газету The Moscow Times, а также ряд так называемых "глянцевых" журналов бывшему гендиректору издательского дома "Коммерсантъ" Демьяну Кудрявцеву.
В сообщении указано, что финны подписали договор о купле-продаже акций Delovoi Standard с компанией Ivania Ltd, которая принадлежит лично Кудрявцеву. Цена сделки, как пишут российские СМИ, могла составить до $8 млн, хотя, скорее всего, была несколько ниже этой суммы, поскольку общая стоимость издательского дома Independent Media, выпускающего "Ведомости", ранее оценивалась некоторыми участниками рынка в $14-16 млн.

Впрочем, главный вопрос, который беспокоит в связи с этой покупкой, связан не с ценой, а с происхождением средств, которые Демьян Кудрявцев пустил на приобретение самой влиятельной российской газеты, независимой от государства. Этим вопросом задается, например, первый главный редактор "Ведомостей" Леонид Бершидский. Он подчеркнул, что бизнес-модель газеты с первых дней ее существования строилась на том, что структура собственности была полностью открыта: владельцами были крупные международные медиа-холдинги, что снимало вопросы о возможной зависимости издания. В первую очередь, добавим, от политических и экономических групп внутри России.

Демьяна Кудрявцева нет денег покупать газеты и журналы. Поэтому ему надо объяснить, чьи деньги. Но он явно не собирается этого делать. Так что я склонен считать самый коммерчески удачный из проектов, в которых мне довелось принимать участие, близким к завершению", — написал Леонид Бершидский в своем "Фейсбуке".

Курдявцев, правда, утверждает, что другим акционерам "Ведомостей" (американской группе Dow Jones и британской Financial Times), а равно и финской Sanoma известны люди или юридические лица, снабдившие его деньгами, необходимыми для осуществления этой сделки. Но это мало что меняет, поскольку личности этих друзей-инвесторов при этом не раскрываются.

Мало того, уже ходят слухи, что британским и американским акционерам (которые вообще-то замыкаются на одну персону — медиа-магната Руперта Мердока) уже сделано предложение о выкупе их долей в издании. Некоторые эксперты по рынку СМИ даже предполагают, что англосаксы уже продали свои акции. С учетом того, что речь идет о сложной офшорной схеме владения, поменять хозяев "Ведомости" могли таким образом, что без специального расследования в России об этом никто и не узнает.

По крайней мере, до тех пор, пока не вступит в силу закон, запрещающий иностранцам, зарубежным юрлицам, а также российским гражданам, имеющим второе гражданство, учреждать, управлять или владеть средствами массовой информации. Окончательно запрет должен заработать к началу второго квартала 2016 года. К этому сроку все медиа, собственниками которых были иностранцы, должны или сменить владельцев и уведомить об этом российские власти, или же попросту закрыться.

Под действие этих поправок, как известно, попадают не только "Ведомости", но и значительная часть зарегистрированных в России телеканалов. По крайней мере, тех, кто честно стремился вести бизнес на российской территории, а не только вещать для российского населения из-за границы, не привлекая российскую рекламу и обходя требования российского законодательства. Это касается, например, телеканалов СТС и "Дисней", а также десятков других, преимущественно спутниковых и кабельных.

Все эти медиа должны будут сменить собственников на российских. Причем покупатели, что интересно, стали приблизительно известны еще в период ускоренного обсуждения и принятия закона. Это крупнейшие медиахолдинги, близкие к Кремлю. В числе возможных инвесторов есть, конечно, еще РБК миллиардера Михаила Прохорова, а также несколько коммерческих российских холдингов второго ряда. Но тут, даже если они выступят покупателями, нет ясности, в чьих интересах будет проведена сделка.

В России, к сожалению, сложились богатые традиции покупки СМИ подставными лицами с целью их последующей перепродажи конечным собственникам, приближенным к власти. Так, кстати, было с тем же издательским холдингом "КоммерсантЪ", генеральным директором которого Демьян Кудрявцев стал в свое время по воле главного на тот момент акционера — Бориса Березовского. В 1999 году самый тогда авторитетный в России независимый издательский дом купил никому не известный иностранный инвестор, который утверждал, что у него большие планы по развитию этого бизнеса. Но кто сегодня помнит человека по имени Киа Джурабчиан? Никто, потому что буквально через несколько месяцев "КоммерсантЪ" перешел к Борису Березовскому, близкому на тот момент к Кремлю.

То же самое, предположительно, грозит и "Ведомостям". По крайней мере, до тех пор, пока не появится ясность с американской и британской долями акций (которые все равно должны быть проданы до конца первого квартала 2016 года). А также с личностями тех, кто проспонсировал покупку Демьяном Кудрявцевым трети главной деловой газеты страны.

При этом не стоит забывать, что для коммерческих неполитизированных телеканалов, вроде "Диснея" или СТС, речь идет просто о стремлении близких к Кремлю медиа-холдингов "поглотить" конкурентов и получить больше рекламы. А вот в случае с "Ведомостями", чей главный капитал — репутация одного из последних относительно независимых от Кремля изданий, при смене собственника речь может уже пойти о том, сохранится ли газета вообще.
Персоны Компании
Билет за миллиард: как устроен Клуб инвесторов Москвы
Московские девелоперы с выручкой от $1 млрд объединились в неформальный клуб для отстаивания интересов отрасли и уже убедили столичных чиновников пересмотреть некоторые решения.
Норильский ковчег: как Владимир Потанин стал богатейшим человеком России
Компания «Норильский никель», еще несколько лет назад трещавшая по швам из-за корпоративного конфликта, сделала своего гендиректора лидером списка Forbes.
У оппозиции есть шанс попасть в Госдуму
Кремль слишком боится протестов.
Миллиардеры и кризис: как изменился список Forbes за год
Совокупное состояние 200 богатейших предпринимателей России сократилось на $73 млрд, а число долларовых миллиардеров снизилось до 88 со 111.
Что случилось со "Сколково"
Инновационный центр «Сколково» должен был показать миру триумф российской науки, однако в последнее время проект преследуют неудачи. Почему забуксовал проект медведевской модернизации, выяснили корреспонденты РБК.
Андрей Воробьев «попался» на пиаре?
Активисты «Общероссийского народного фронта» обвинили власти Московской области в неэффективном расходовании бюджетных средств.
Стивену Дженнингсу вернули доступ к стройке в Африке
Экс-владелец «Ренессанс Капитала» Стивен Дженнингс вновь получил контроль над строительством Tatu Cily в Кении. Суд отменил ранее выданный запрет на доступ бизнесмена к счетам компании, ведущей проект.
ЦБ ищет владельца «Связного банка»
Регулятор пытается понять, кто должен докапитализировать банк — Максим Ноготков или Олег Малис.
Потомский «рявкнул» на общественность?
Из команды губернатора Вадима Потомского ушел заместитель Александр Рявкин, ставший фигурантом скандала «о поедании деликатесов».
Как кредиторы «Связного» оказались в ловушке
Почему у Максима Ноготкова одна за другой срываются попытки передать группу «Связной» новому владельцу? Похоже, потому, что, даже договорившись об одном варианте, он не перестает искать более выгодный. Но промедление снижает стоимость розничной сети.
Неспортивное поведение
Как распределяются миллиарды Минспорта.
Круг Усманова: как миллиардер управляет людьми и активами
Кто входит в ближний круг лидера российского списка Forbes и почему заслужить его доверие удается единицам?
Как бывшая жена Потанина доказывает, что он миллиардер
Бизнесмен, состояние которого Forbes оценивал в $12,6 млрд, поскромничал при описи семейных активов в рамках бракоразводного процесса, считает его экс-супруга.
Владимир Сунгоркин и Аркадий Евстафьев готовы продать «Комсомольскую правду»
Новым владельцем выставленных на продажу 16% издательского дома может стать иностранная компания.
Олег Малис установил контроль над «Связным банком»
Группа Solvers получила 51% кипрской Trellas, через которую владелец «Связного» Максим Ноготков владел всеми своими активами.
Группа ОНЭКСИМ продала долг Максима Ноготкова
Группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова переуступила долг предпринимателя Максима Ноготкова группе Solvers Олега Малиса, говорится в официальном заявлении ОНЭКСИМа.
Война с «Армадой»: как ссора акционеров поставила под угрозу бывший IT-бизнес РБК
Бывшее подразделение медиахолдинга РБК за несколько лет превратилось в одного из крупнейших игроков на IT-рынке и зарабатывало миллиарды на госконтрактах. Что не поделили его нынешний и бывший совладельцы?
«Связной» и «Советский» могут связать санаторы
В настоящее время ходят устойчивые слухи о том, что ЦБ готов ввести режим санации в двух довольно крупных банках – московском «Связном-банке» и банке «Советском» из Петербурга.