Наследники Дмитрия Босова совершили первую сделку с его активами, рассказала Forbes вдова миллиардера Катерина Босов. По ее словам, 18 июня состоялась продажа угольного месторождения на Таймыре, покупателем выступил миллиардер Роман Троценко.
Троценко подтвердил Forbes, что сделка закрыта, добавив, что начал переговоры с Босовым еще в феврале 2020 года (бизнесмен умер 6 мая). Подготовка к сделке заняла четыре месяца, говорит Катерина Босов и добавляет, что довольна результатом.
Сложный актив
Дмитрий Босов вместе с партнером Александром Исаевым приступил к освоению угольных месторождений Таймыра в 2015 году. К 2023 году миллиардер рассчитывал выйти на добычу 30 млн тонн угля и запустить два глубоководных порта. Общие затраты оценивались в $250 млн.
В последствии планы добычи скорректировались до 20 млн тонн. А в 2018 году Росприроднадзор предъявил к «Арктической горной компании» (АГК), которая вела разработку месторождения, иск на 824 млн рублей. Служба утверждала, что АГК незаконно добыла и экспортировала 187 000 тонн угля, поскольку у нее была лицензия только на геологическое изучение недр. Компания же настаивала на том, что речь шла лишь о пробных партиях. В ходе судов сумма штрафа снизилась до 600 млн.
В апреле 2020 года стало публично известно о конфликте Босова и Исаева. Миллиардер уволил давнего партнера со всех постов в своих компаниях, а на их сайтах появились сообщения, в которых Исаев обвинялся в «вопиющих злоупотреблениях и хищениях». Исаев же через суд потребовал опровергнуть размещенную информацию и возместить моральный вред.
Дружеский обмен
Покупателя на АГК Босов и Исаев начали искать в начале 2020 года.
Переговоры, по данным РБК, велись с госкорпорацией «Росатом». Троценко среди претендентов не назывался. Троценко и Босов — давние знакомые, рассказывает близкий друг последнего. По его словам, они неоднократно путешествовали вместе, например ездили на «джипинг в Чили».
Сделка по продаже 75% АГК Троценко была совершена 18 июня. Продавцом выступила основанная Босовым группа «Аллтек». Нынешние владельцы группы — наследники Босова, в том числе Катерина Босов, а также бывшие однокурсники миллиардера, среди которых гендиректор «Аллтек» Дмитрий Ага. Сделка была безденежной и предполагала обмен активами, рассказал Троценко. Он отметил, что оценивает общие инвестиции прежних владельцев в проект в $86 млн.
Катерина Босов сообщила, что Троценко обменял на угольные месторождения свою долю в проекте «Печора СПГ», который предполагал строительство СПГ-завода на базе газовых месторождений в Ненецком автономном округе (НАО). Босов планировал развивать проект вместе с «Роснефтью». Но в 2018 году госкомпания вышла из проекта, и он забуксовал. Катерина Босов считает его «перспективным», но планы по развитию не комментирует. Она также не раскрывает, какая доля в «Печоре» принадлежала Троценко, но отмечает, что в результате сделки «Аллтек» консолидировал 100% проекта. Троценко же намерен консолидировать 100% АГК и ведет переговоры с Исаевым о выкупе оставшегося пакета.
Арктические планы
Роман Троценко оценивает перспективы нового актива более консервативно, нежели его прежние собственники. Он считает, что первый миллион тонн угля он сможет добыть в 2023 году, а на добычу в 5 млн тонн выйдет к 2025 году.
Общие инвестиции в проект он оценивает в 33 млрд рублей. Угольный разрез обойдется в 20 млрд, остальное — инфраструктура и геологоразведка. 30% проекта Троценко профинансирует за счет собственных средств, остальное займет в банках. Соглашение о сотрудничестве подписано с ВТБ, но пока об условиях кредитования «говорить рано».
Это не единственный проект миллиардера в Арктике. Троценко также собирается строить в НАО незамерзающий порт «Индига» и развивать на Таймыре еще одно угольное месторождение — «Северную звезду». Между АГК и «Северной звездой» возникает синергия, отмечает миллиардер: общее энергообеспечение, «точки вывоза», дорожная сеть, одна горнообогатительная фабрика. Штраф Росприроднадзора, который достался Троценко вместе с АГК, бизнесмен обещает погасить «в рассрочку».