Нефтяная компания «Негуснефть», которую связывают с холдингом «Русь-Ойл» и бывшим владельцем банка «Югра» Алексеем Хотиным, получила новые финансовые претензии со стороны ФНС в рамках дела о несостоятельности добывающего актива. На этот раз речь идет о 6 миллиардах, которые фискалы намерены включить в реестр кредиторов одновременно с введением в акционерном обществе процедуры наблюдения. Впрочем, сегодня экспертное сообщество уже высказало мнение о попытках затягивания судебного процесса со стороны юристов «Негуснефти», потребовавших оставить без рассмотрения претензии налоговиков. Между тем, рассуждая о перспективах банкротства компании, собеседники издания не исключают, что в списке кредиторов хантыйского актива Хотина должен появиться и «Россельхозбанк». Правда, вернуть несколько десятков миллионов долларов кредитной организации, судя по всему, не удастся. Обесценивание компании, по мнению аналитиков, идет стремительными темпами, и неподъемной становится оплата даже 100 млн рублей долгов.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №3 озвучила новые финансовые претензии к АО «Негуснефть» (Радужный, входит в группу «Русь-Ойл»). Фискалы намерены включить в реестр требований кредиторов нефтяной компании 6,6 млрд рублей. Сумма задолженности была заявлена в рамках банкротного дела, рассмотрение которого идет в Арбитражном суде ХМАО.
Свое несогласие с позицией налоговиков уже высказали представители «Негуснефти». Нефтяной актив требует оставить без рассмотрения претензию ФНС в размере 6,26 млрд рублей. В качестве основания, согласно материалам дела, добывающая компания указывает на «несоблюдение досудебного порядка урегулирования споров».
Впрочем, доводы юристов «Негуснефти» наблюдатели уже назвали несущественными, но, тем не менее, позволяющими затягивать судебные разбирательства и пока оставлять на рынке этот актив.
«На сегодня фискалы откорректировали свои требования с 7,895 млрд до 6,666 млрд. Это произошло в связи с оплатой 1,1 млрд долгов «Негуснефти» третьими лицами. Этим нефтяная компания и воспользовалась, попросив фискалов списать оплаченную сумму из предъявленного долга. Судя по всему, сейчас идет процесс переговоров по оставшимся почти 7 млрд, и представители нефтяников заявляют о готовности платить. Другой вопрос – все прекрасно понимают, что нефтяники традиционно будут тянуть до последнего, поскольку даже 100 млн на сегодняшний день для компании неподъемны», – рассуждают собеседники издания, детально погруженные в историю конфликта.
В то же время представители профсообщества не исключают, что затягивание процесса приведет к тому, что суд все же назначит внешнее управление – в противном случае последует вмешательство следственного комитета с уголовным делом.
«Здесь как раз и пригодится сохраненный на посту гендиректора компании Василий Григоричев, которого уже называют фигурантом дел по уклонению от уплаты налогов», – отмечают инсайдеры.
К слову, судебные претензии Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №3 предъявляет и непосредственно к топ-менеджеру компании. В настоящее время в Арбитраже ХМАО к производству принят иск с требованием привлечь Григоричева к административной ответственности по ч. 5.1 ст. 14.13 КоАП. Речь идет о неисполнении обязанности по подаче заявления о признании юрлица банкротом.
Одновременно с этими событиями с середины января в исполнительном производстве, согласно данным системы «Контур.Фокус», находится еще порядка 1 млн рублей. Неуплата этих средств, по мнению экспертов, грозит «Негуснефти» арестом счетов, правда, собеседники издания в компании предполагают, что пока они имеют практически нулевой баланс.
«Именно поэтому продажа всего добытого углеводорода идет через третьи руки – любую компанию, связанною с холдингом «Русь-Ойл». Договоры были и с «Дулисьмой», и с «Каюм Нефтью», и со «Скважинами Сургута». Аналогичная ситуация и по выплате заработной платы. К сожалению, незаконность применения этой схемы доказать не смогли», – поясняют источники в нефтяном активе.
Между тем, рассуждая о перспективах банкротства «Негуснефти», представители отрасли не исключают, что в списке кредиторов хантыйских нефтяных активов, которые связывают с экс-владельцем банка «Югра» Алексеем Хотиным, в перспективе может появиться и «Россельхозбанк». На сегодня финансово-кредитная организация активно приступила к реализации планов по банкротству структур бизнесмена, на балансе которых находятся торговый комплекс «Горбушкин двор» и бизнес-центр Orlikov Plaza в Москве. Ранее требование в 82 млрд рублей банк предъявил к НК «Дулисьма».
«Если говорить о «Негуснефти», то компания, по всей видимости, в качестве займа получила в 2015 году порядка 110 млн долларов. Другой вопрос, что этот кредит в развитие компании практически не вкладывался. Учитывая, что за это время добыча упала почти втрое, а фонды изношены, то обесценивание актива идет стремительно. Надо не только обслуживать кредит, но и вернуть, либо отдать компанию. А кому нужен на ладан дышащий актив в тайге, который со всех сторон обложили требованиями налоговики?» – делятся мнением наблюдатели истории взаимоотношений структур холдинга «Русь-Ойл» с кредиторами.
Недополучить в полном объеме средства, по оценкам собеседников издания, может и налоговая служба. В своих суждениях источники ссылаются на бухгалтерскую отчетность и финанализ «Негуснефти».
«Стоимость чистых активов указана – 20 млрд рублей. Причем цифра практически не меняется с 2012 года. При отсутствии капвложений и естественном старении производства есть сомнения в достоверности этой информации. Если кредитор завтра заберет компанию, что он получит в реальности из этих 20 млрд? Скорее всего, не больше 5-7 млрд. При этом надо понимать, что только последние требования налоговиками выставлены на 6 млрд рублей, и это еще не все периоды проверены», – резюмируют участники нефтедобывающего рынка.