Накачал мышцу юмора: почему Михаил Галустян так и не стал фельдшером

Источник
Юморист, актер и телеведущий о том, как бросил медицину ради смеха. 
В рубрике «Городские истории» предприниматели и деятели искусства рассказывают о своей жизни в Москве: где им нравится гулять, вкусно есть и пить, проводить личные или деловые встречи и многое другое. Гость этого выпуска — юморист, ведущий, комедийный актер театра и кино Михаил Галустян. 28 апреля в прокате стартует новый фильм «Артек. Большое путешествие» с его участием.

Детство в раю

Я родился в городе Сочи в 1979 г. В то время это была замечательная международная здравница, ничуть не уступающая европейской Ривьере, со всевозможными санаториями и лечебницами. Город расположен в субтропическом климате, где растут пальмы и почти круглый год солнце, море, фрукты. Я с полной уверенностью могу сказать, что родился в раю. К тому же Сочи многонациональный город, где соседствуют более 105 национальностей.  

Многие считают, что там живут только армяне, но я уверяю, что это не так. В те годы была популярна рубрика «Армянское радио», один из персонажей советских анекдотов. Вот один из них: «Вопрос армянскому радио: как отличить армянина в толпе. Ответ: нужно подождать 5 минут, и он сам отличится». Поэтому и кажется, что армян в городе так много. 

Семья

О моей семье можно сказать строчкой из песни – «взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры – дети рабочих». Папа Сергей Ншанович более 40 лет работал поваром, мама Сусанна Ардашовна трудилась медсестрой в травмпункте. 

Отец каждый день вставал в 4 утра и на велосипеде отправлялся на работу, чтобы с утра у отдыхающих был завтрак. А мама в травмпункте лечила и штопала пострадавших гостей нашего города.  

Известно, что на Кавказе мужчина дома не готовит. Для отца приготовление еды было профессией, а дома обеды и ужины — целиком задачей мамы и бабушки. Папа лишь давал оценочные суждения тем кулинарным произведениям, которые делали женщины в доме. В основном отец произносил такие комментарии, как «недосолено» и «кто так делает!». Пределом его возмущения был глубокий вдох и выдох. Он поднимал брови, грустно и шумно вздыхал, после чего уходил. Это означало, что он очень недоволен тем, что происходит, например, процессом приготовления пищи.

Часто кадр из нашей жизни выглядел так: женщины на кухне пьют кофе, смеются, готовят и что-то обсуждают. Мужчины за разговорами играют в нарды, читают газеты, а дети шумят во дворе. Домой я приходил для того, чтобы поесть и поспать. 

Перед каждым праздником, когда семья ждала гостей, мы с папой брали громоздкий раскладной стол и волокли его через узкий коридор от кухни в гостиную. Мы всегда ставили и открывали этот жуткий деревянный персонаж перед телевизором напротив мебельной стенки. 

Потом родители отправляли нас с младшим братом Давидом погулять, а мы подслушивали, как старшие играют в «Фанты» или «Лото». Для детей эта игра была одним из немногих способов заработать денег. Но удача редко поворачивалась ко мне лицом, и с самого юного возраста я не люблю игры, где победа зависит от везения. Поэтому, если выбирать между нардами и шахматами, я выберу шахматы, потому что там все зависит от тебя, в отличие от нардов, где тебе может повезти и выпадут удачные цифры на костях.

КВН

Мое детство пришлось на 90-е гг., и это было не самое счастливое время для ребенка. Родители думали о том, как заработать денег, прокормить семью. В те годы — мне тогда было 13 — я перешел в другую школу, где меня никто не знал. Там я вышел на сцену со сценкой, где играл Винни-Пуха, смешно ел сметану под дружный хохот зала. Яркая реакция зрителей навела меня на мысль, что нужно попробовать себя в творческом ключе. 

Когда я учился в 9 классе, в нашу школу пришел музыкант и сценарист КВН Дмитрий Федоров из донецкой команды Dream Team. Тогда не было специальной аппаратуры, а музыку для КВН играл музыкант-клавишник, который сидел за кулисами. Дмитрий приехал в Сочи и устроился в нашу школу на общественных началах, предложив делать КВН с учениками. 

От нашего класса я попал в сборную 9-х классов и начал играть в КВН. Победы потянулись одна за другой. Наша команда выиграла у всех классов, затем школ, училищ и институтов, кроме одной команды – «Утомленные солнцем», в которую я потом и попал.  

Студенчество и диагноз — юмор

Родители всегда давали нам с братом свободу выбора, и я благодарен им за это. Они никогда не вмешивались в нашу жизнь, считая, что мы абсолютно полноценные и самостоятельные единицы. Все, что необходимо, у нас всегда было, конечно, не по последнему слову моды. С другой стороны, меня, как мальчика, всегда мотивировали: получить пятерку в годовой по учебе, выполнить поручения. «Сделай, что просят, и все у тебя будет», – часто повторяли родители, и у меня было то, что мне нужно, а главное, я мог решить, делать поручение или нет.

После окончания школы я поступил в медицинское училище. Папа повторял: «Сынок, иди в поварское дело, еда всегда дома будет, голодным не останешься», а мама предлагала свое направление.  

Медицина всегда мне нравилась. В ней есть что-то экстремальное — принятие решений в экстренной ситуации, спасение жизней. Я решил попробовать, сдал вступительные экзамены и поступил в Сочинское медицинское училище на фельдшерский факультет по специальности «фельдшер-акушер международного класса».

Тогда я уже сильно заболел игрой КВН и понял, что это хроническое, лечение не предусмотрено, несмотря на мое желание стать медработником. В медицинской номенклатуре это заболевание не классифицировано, поэтому диагноз был поставлен автоматически другими специалистами.

В медучилище я играл в «Утомленных солнцем» — сборной команде КВН Сочинского института туризма и курортного дела. По окончании медицинского училища я уже давно стал своим в команде КВН института, и ректор предложил мне поступить учиться к ним. Так я оказался на факультете «физкультурное дело для лиц с отклонениями». Но учебе я уделял мало внимания, так как КВН занимал все мои мысли и время. 

После занятий я каждый день отправлялся в актовый зал как на тренировку и по 3-4 часа упорно качал мышцу юмора, оттачивал сценические движения, учился шутить и работать в коллективе. 

Успех и новая жизнь

Моя будущая команда «Утомленные солнцем» играла в воронежской лиге «Старт». У ребят было много сезонов, но дальше ⅛ они не проходили. С моим приходом мы попали в полуфинал, а затем в финал. Родители всегда скептически относились к моему творчеству, считая, что это несерьезно. Все молодые ребята поступали на юристов или экономистов, а я просто занимался юмором, смешил людей. В тот знаменательный день, когда я вернулся домой после того, как попал в финал, понял, что моя жизнь изменится. Родители встретили меня с праздничными шарами и словами: «Миша, это успех, здесь есть над чем работать». 

После первой игры в Высшей лиге моя жизнь действительно изменилась. Помню, как вышел прогуляться на улицу после воскресного эфира. Тогда люди по вечерам собирались у телевизора, чтобы посмотреть КВН. Продавщица в ларьке, увидев меня, искренне удивилась: «Я же только что тебя видела по телевизору!»

Витки творчества

Начиная с 1999 г. я каждые два месяца стал летать в столицу. Возвращаясь с игры, кто-то шел учиться, к родителям, а я – придумывать шутки, чтобы вновь отправиться в Москву. Так продолжалось до 2005 г., когда мы выиграли все что можно. На Летнем кубке появился номер про Гадю, которая потерялась, – пик моей КВНовской карьеры.

В то время Гарик Мартиросян пригласил меня в Москву для участия в новом проекте, ребята создавали Comedy Club на телеканале ТНТ. В 2006 г. я вновь приехал в Москву, чтобы попробовать себя в проекте «Наша Russia», далее последовала главная роль в спин-оффе «Бородач». Сейчас в эфире уже идет второй сезон шоу «Звезды в Африке», а совсем недавно я подписал эксклюзивный контракт с холдингом, и мы обсуждаем новые проекты. Так что скоро аудитория увидит много интересного с моим участием.

Жизнь в столице

Сейчас я живу на северо-западе Москвы, в районе метро «Полежаевская». В 2009 г. на свой страх и риск я купил квартиру в ипотеку тогда еще в долларах. Пик популярности помог справиться с этим кредитным бременем, несмотря на кризис тех лет. 

За 20 лет в столице я привык к тому, что мне закрыты дороги в публичные места из-за чрезмерного внимания людей. Это издержки профессии, о которых я не задумывался, а просто хотел веселить людей. Но когда я выхожу в свет, то не отказываю людям в их просьбах сфотографироваться. Другое дело, если я занимаюсь своими делами в аэропорту, ресторане или спешу по делам, то считаю, что могу себе позволить уклониться от просьб о совместном фото. Исключение только дети, которым я не могу сказать «нет».

Из гаджетов в моей жизни только пульсометр. Я уже в том возрасте. На часах у меня установлен порог 130 ударов в минуту. Если мой пульс превышает это число, то сигнал напоминает мне: «Мишанечка, что-то ты не то делаешь, а ну-ка присядь». 

По городу я передвигаюсь на машине, а по паркам люблю кататься на самокате и велосипеде. При моей любви к двухколесному транспорту я считаю, что Москва еще не настолько безопасна, чтобы ездить по общественным дорогам на самокате.  

Недавно я заново для себя открыл ВДНХ. В «лужковской» Москве ВДНХ была в упадническом состоянии, а сейчас я по-новому посмотрел на этот парк, когда аббревиатура его обрела свой полный смысл. Мы с ресторатором Алексеем Васильчуком на ВДНХ и Маросейке открыли точки стритфуда «Кому Люлей», где кормим прохожих люляшечками. 

Столичные парки преобразились в лучшую сторону, как и сама Москва. В городе появились широкие тротуары, больше зелени. Я много путешествовал по миру, видел разную городскую инфраструктуру. Поэтому с уверенностью могу сказать – Москва очень крутой город. Во-первых, здесь один из самых быстрых мобильных интернетов в мире. Во-вторых, Москва – очень чистый город. В других столицах (Барселона, Нью-Йорк) все разрисовано граффити, валяется мусор, когда здесь порядок на улицах! 

Москва для сильных людей. Если в приезжем человеке нет здоровых амбиций, то ему в этом городе делать нечего. Лимита с амбициями – страшная сила, и я считаю, что Москву наполняют эти сильно мотивированные люди. Они приезжают из регионов, чтобы покорить столицу, и Москва с удовольствием принимает их. Но как только новичок усомнится в своих силах, город выкинет его из своей системы, не оставив ни одного шанса.

Новоприбывшим может показаться, что в Москве все люди злые, но это не так. Столичный бешеный ритм съедает все добрые качества, с которыми каждый приезжает из своего маленького города. Когда я работаю с жителями регионов, они считают меня сумасшедшим, так как я много требую. А в Москве люди готовы работать в любое время, выходной ли это, праздник или раннее утро. 

Премьера фильма

С 28 апреля в кинотеатрах — новый детский фильм «Артек. Большое путешествие». По сюжету новая смена «Артека» по волшебству перенеслась в советское прошлое на 30 лет назад — в 1988 г., где ребята встретили своих родителей, которые тогда тоже отдыхали в «Артеке». Это полнометражный детский фильм, в котором главные герои — дети.

Нашей компании Fresh Film — я в ней креативный продюсер, а мой партнер Армен Ананикян — генпродюсер — сразу понравился сценарий, и мы решили его снимать. В итоге получилась хорошая картина про дружбу, поддержку и отношения людей. На премьеру фильма мы пригласили ребят из детских домов, юнармейцев и суворовцев. 

Несмотря на то что мы живем в непростое время, людям нужно быть счастливыми. Не стоит вешать нос. Даже в самые тяжелые времена клоуны выступали в цирках, чтобы люди смеялись. Многие скептически относятся к тому, что я делаю, так как сейчас не до веселья. Но я уверен, что в любые времена людям нужно дарить смех и радость.