Губернатор Ростовской области Василий Голубев публично говорит о том, что готов помогать семьям участников СВО. Но в ситуации с «аксайскими рынками» прослеживается совсем другая позиция – полное игнорирование проблемы и отсутствие реальной помощи простым людям.
Громкий скандал назревает в Ростовской области. Семьи участников СВО намерены записать обращение к руководству страны – таким образом они хотят обратить внимание на то, как обращаются с ними.
О том, что все без исключения органы государственной власти обязаны помогать семьям участников спецоперации, говорилось уже не раз.
«Семья каждого участника СВО должна быть в зоне постоянного внимания, окружена заботой и почетом. На их нужды нужно откликаться сразу, без волокиты, – отмечал президент. – Я жду от всех федеральных ведомств, регионов и муниципалитетов уделять самое пристальное внимание ветеранам, военнослужащим и их семьям».
Что же тем временем происходит в Ростовской области? Губернатор региона Василий Голубев любит выступать с громкими заявлениями, призывая всех сплотиться и помочь участникам операции и их семьям. Однако когда речь заходит о конкретных действиях и проблемах каждого отдельного человека, глава региона почему-то словно теряет слух. Примером этого может служить ситуация, сложившаяся у предпринимателей, работавших на расположенном у въезда в Ростов-на-Дону рынке «Атлант».
Вернулся – бизнеса нет
Как не единожды сообщали СМИ, в апреле 2021 г. власти Ростовской области незаконно (без решения суда) при участии трех с половиной тысяч вооруженных силовиков под предлогом поиска незаконных мигрантов окружили территорию рынков «Атлант», «Классик», «Овощной» и «Алмаз». Работающим на территории рынков 10 тысячам предпринимателей было приказано прекратить работу вывезти товары. Следом Аксайский районный суд признал работу рынков незаконной и прекратил их деятельность. А Следственный комитет возбудил уголовное дело: по версии силовиков, в 2000 г. владелец рынка Карим Бабаев создал организованную преступную группу, в которую вошли глава Аксайского района Виталий Борзенко и другие чиновники. Как уверяет следствие, члены ОПГ незаконно завладели девятью земельными участками из районного фонда перераспределения, открыли на них рынки и получили незаконный доход в 398,7 млн рублей.
В результате рынки были закрыты, десять тысяч предпринимателей потеряли работу и источники средств существования. Поскольку на уровне руководства области их не слышат, они намерены обратиться непосредственно к главе государства. Много лет предприниматели исправно платили налоги, создавали рабочие места, каждый год они проходили все возможные проверки и ни у одного из регистрирующих, контролирующих и надзорных органов никогда не возникало сомнений в легальности бизнеса. За два с половиной года, минувших с устроенного на рынках «маски-шоу», многие предприниматели разорились. Некоторые махнули рукой на творящийся беспредел и уехали из Ростова. Но большинство людей пытаются защитить себя.
– Мы с женой до сих пор не закрыли свои ИП. Платим отчисления и надеемся, что ситуация изменится, что нам снова дадут работать. Мы начинали с нуля – с одной маленькой торговой точки на рынке. Но очень много работали и за несколько лет назад смогли построить два собственных магазина, – рассказал отец Бекназара Мамажанова.
Сам Бекназар еще во время срочной службы в 2022 году подписал контракт и остался на СВО. – Мы очень хотели передать сыну наше семейное дело. Но куда он теперь вернется – мы не знаем: семейного дела больше нет.
– Я про всю эту ситуацию с рынками не знал, мне в семье не рассказывали - не хотели беспокоить. Когда приехал домой – не мог поверить, – рассказал участник СВО – сын одной из предпринимательниц, работавших на «Атланте». После прохождения лечения он собирается вновь отправиться на линию соприкосновения. Но вопросы к ростовским чиновникам у него, конечно же, уже появились.
Люди настроены очень решительно. «Мы до последнего не хотели раздувать скандал и жаловаться руководству страны. Но с нами обращаются так, как будто мы не люди. Многих наших ребят, тех кто сейчас на линии соприкосновения – эта ситуация бесит. Сколько семей оставили без средств к существованию! Сколько уважаемых пожилых предпринимателей держат за решеткой по дурацким обвинениям! Как не стыдно? Неужели не понимают, что ребята вернутся и начнут задавать вопросы местным чиновникам? Зачем они сами провоцируют социальную напряженность? У нас Ростов – район фактически приграничный. Здесь в такие игры играть не надо!», – говорят предприниматели.
И таких семей с каждым днем все больше. Они говорят прямо: верните наши рабочие места, выпустите предпринимателей из тюрем и дайте по рукам тем, кто организовал эту позорную рейдерскую травлю.
Как говорят люди, среди адресатов будущего видеообращения также первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко, министр обороны РФ Сергей Шойгу, глава Минтруда Антон Котяков, руководитель Исполкома Народного фронта Михаил Кузнецов, а также глава ВС РФ Вячеслав Лебедев и министр юстиции РФ Константин Чуйченко.
Заранее виновны?
Сейчас в Ростовском гарнизонном суде слушается дело в отношении Бабаева и Борзенко. Наблюдающие за ходом процесса юристы отзываются о нем однозначно, отмечая более чем спорную позицию обвинения. Так, следствие расценивает как незаконные постановления главы Аксайского района о передаче земель, тогда как законность этих решений была ранее подтверждена решениями судов общей юрисдикции и Арбитражным судом, а сами постановления не отменены, не обжалованы и являются действующими. Сомнения вызывает и попытка представить подсудимых как ОПГ. Например, в документах следствия говорится об организации ОПГ в 2000 году, при этом проходящие как участники группы заместители Виталия Борзенко пришли на работу в администрацию в 2012 и 2015 годах. Кроме того, вменяемые подсудимым преступления, согласно материалам дела, происходили с начала нулевых и до 2010 г. Таким образом выходит, что срок давности по ним истек еще в 2020 г. И таких юридических нестыковок много.
Тем не менее продолжающееся их игнорирование может указывать на заранее предопределенный обвинительный уклон процесса. У потерявших свой бизнес предпринимателей почти нет сомнений, что ключевым фактором для закрытия рынков стало чрезвычайно удачное их месторасположение и огромная площадь (у самой трассы М-4 «Дон», рядом с готовыми развязками, бок о бок с землями бывшего ростовской аэропорта, переданными под масштабную застройку). Вот и относительно будущего бывших рыночных земель уже ходят упорные слухи о том, что они также будут отведены под возведение «человейников». Что же получается: тысячи коммерсантов оказались разорены ради того, чтобы кто-то мог заработать на строительстве? Возмущенным предпринимателям есть что сказать главе государства. А вот сможет ли объясниться перед ним губернатор Василий Голубев?