Об отставке генерала Корнеева в среде местной политэлиты на уровне сплетен говорили давно. А вслух о своем недовольстве местные депутаты заявили буквально на днях, на заседании облдумы.
В эти выходные депутат Госдумы Александр Хинштейн, известный громкими разоблачениями, объявил у себя в Twitter, что начальник УМВД РФ по Тюменской области Михаил Корнеев в ближайшее время будет уволен с занимаемой должности. Представление об этом решении, со слов депутата, уже направленно в администрацию президента РФ. Поскольку кадровые решения на таком уровне принимает лично Владимир Путин
, судьба генерала будет зависеть от него. Но, считают эксперты Znak.com, если допущена подобная утечка, вопрос можно считать уже решенным. Эксперты Znak.com рассуждают о том, кто продавил возможную отставку предводителя «ростовского клана», кто придет на замену генералу Корнееву и что это будет значить для области.
Корнеев занял должность главного полицейского Тюменской области в августе 2011 года. Его предшественник на этом посту – Павел Недоростов – трагически погиб на рыбалке в апреле того же года – он зацепил удочкой линию электропередач и скончался в больнице от ожогов. К тому времени Михаил Корнеев как раз дослужился в родном Ростове до замначальника УМВД – начальника полиции, одновременно получив генеральские погоны. А уже через четыре месяца он паковал чемоданы, готовясь к переезду.
В своих первых интервью тюменским СМИ новый начальник УМВД опровергал слухи о том, что вскоре в город переедет целая команда соратников Корнеева из Ростова. «Мы планируем два-три назначения в руководящий состав, – заявлял он интернет-газете «Вслух.Ru» 20 января 2012 года. – Необязательно из Ростовской области. Есть прекрасные специалисты и в Москве, и в Санкт-Петербурге, кто обращается к нам и хотел бы продолжить службу на тюменской земле. Но это не будет массовый наплыв».
Уже через три дня, 23 января 2012 года, Корнеев подписывает приказ о назначении начальником управления МВД РФ по городу Тюмени Владимира Рябенко, с которым в 1991 году начинал службу в милиции. Оба силовика были операми в отделе угрозыска ОВД Зерноградского района Ростовской области. В марте 2012 года генерал назначает главным антикоррупционером области ростовчанина Виктора Трембича, а в мае того же года в Тюмень перебираются еще двое его земляков: главным гаишником областного центра Корнеев назначает Сергея Беседина, а отдел экономической безопасности и противодействия коррупции городской полиции поручает Валерию Конкину. За четыре месяца, прошедшие после интервью, генерал сформировал структуру, получившую в народе определение «ростовский клан».
Впрочем, особого негатива кадровая политика Корнеева долгое время не вызывала. По мнению экспертов, ситуация, наблюдавшаяся в Тюмени, – неизбежный результат федеральной политики ротации высшего полицейского состава. «Если так устроено, что начальником в один регион назначают непременно выходца из другого, то неудивительно, что на новом месте он начинает как-то обустраиваться, – считает один из наших собеседников. – Обычно в таких случаях говорят, что начальнику полиции нужны люди, которым он может безраздельно доверять, не опасаясь «подкопов». Откуда же им взяться, кроме как из субъекта, где назначенец сделал карьеру?»
«Ростовский клан» в первое время даже вызывал некоторую эйфорию у местного сообщества. «Новая метла», казалось, дает о себе знать. Например, ряд тюменских предпринимателей с приходом новых лиц почувствовал спад полицейского давления на бизнес. Областные власти тоже были довольны: силовики добились серьезного снижения преступности, при этом держались подчеркнуто уважительно. При малейшей возможности Михаил Корнеев подчеркивал, что очень доволен взаимодействием с губернатором области и всецело его уважает.
Относительная тишина сохранялась вплоть до прошлого лета. Время от времени, правда, появлялись сообщения об ухудшении отношений между властями и силовиками. В 2012-2013 годах губернатору Владимиру Якушеву пришлось сделать несколько громких отставок, которые отдельные эксперты связывали с возросшей активностью силовиков. Впрочем, наши источники в правительстве были уверены, что это рабочие процессы, в основании которых – экономическая и политическая целесообразность, а не стремление «зачистить хвосты на случай облавы», как это иногда преподносилось.
Однако к концу 2013 года общее отношение в области к «ростовскому клану» стало скорее негативным. О Михаиле Корнееве стали говорить как о человеке, готовом реагировать жестко, даже когда ситуация того не требует. В качестве иллюстрации приводили историю знаменитого в Тюмени паба «Бутлеггер», который находился напротив полицейского главка. Сами оперативники были не прочь пропустить здесь стаканчик-другой. Однажды группа гуляк чуть не попала под джип Корнеева, который ехал на работу ни свет ни заря. Генерал был разъярен, а культовый бар вскоре закрыли.
Бизнесмены начали открыто заявлять о коррупции, на форумах полицию обвиняли в «крышевании» борделей и незаконных казино. «Особый цинизм заключался в том, что заведения, которые отказывались платить или просто не успевали сделать это вовремя, закрывали чуть ли не в прямом эфире местных телеканалов, – рассказывает один из наших источников. – Это были операции по устрашению. При этом все знают, что в городе куча игорных залов, которые почти не скрываются». Кроме того, к главку было множество претензий, связанных с ужасающей ситуацией на дорогах города и области, – власти не устраивала неспособность силовиков «задавить» пьяных водителей и многочисленных «шумахеров».
И все же обстановка была более-менее терпимой. Поэтому знаменитое письмо 149 тюменских гаишников, которое они направили президенту страны и министру МВД в августе 2013 года, произвело эффект бомбы, взорвавшейся в дачном сортире. В документе полицейские во всех подробностях описывали схемы поборов, которые внедрили приехавшие из Ростова начальники. Обвинения, по сути, сводились к тому, что в управлении создано организованное преступное сообщество, извлекающее миллионы долларов теневого дохода ежемесячно. Общественная реакция была настолько мощной, что в Москве в срочном порядке сформировали комиссию и направили ее в Тюмень.
«Ростовским» пришлось реагировать оперативно. Первым жертвенным агнцем стал начальник городской полиции, корнеевский друг юности Владимир Рябенко, который немедленно ушел в отпуск с последующим увольнением. Начальник городских гаишников Сергей Беседин накануне был задержан за взятку в размере 1 млн рублей и до сих пор находится под следствием. Пострадал также «местный» полицейский, который, по мнению наблюдателей, был активно включен в «ростовскую схему»: заместитель Виктора Трембича Денис Кириенко получил два года условно за мошенничество.
Очевидно, что именно это письмо и последовавшая за ним проверка стали причиной тех заявлений, которые сделал в субботу Александр Хинштейн. Несмотря на то, что Михаил Корнеев и Виктор Трембич пока по-прежнему находятся при должностях, в Тюмени уже обсуждают неминуемую «смену караула». Понятно, что если федеральные власти будут последовательны, то вскоре Тюмень может ждать нашествие очередных варягов. «Есть надежда, что судьба «ростовского клана» будет им неплохой наукой, – считает один из наблюдателей. – Правда, для усиления эффекта желательно, чтобы «залетевшие» начальники попали под суд, но даже увольнение из органов будет для них наказанием».
Еще одним претендентом на пост начальника УМВД называют «серого кардинала» тюменских силовиков Александра Петровских. Полковник возглавляет межрегиональный оперативно-разыскной отдел главного управления МВД по УрФО и давно снискал себе славу одного из самых влиятельных и эффективных силовиков региона, находясь при этом вне публичной повестки. По словам одного из наших собеседников, господин Петровских давно метил на место начальника главка, скрупулезно расследуя громкие уголовные дела. И, пожалуй, единственное, что может ему помешать исполнить мечту, – федеральный тренд не назначать руководителями ведомств в МВД местных силовиков.