7 июня Департамент культуры Москвы объявил сразу о нескольких крупных назначениях: так, директором театра «Современник» был назначен Владимир Машков, а режиссер Константин Богомолов получил в управление театр Романа Виктюка. Редактор культуры Forbes Яна Жиляева узнала у экспертов, зачем власти продолжают политику слияния и действительно ли это поможет театрам сэкономить.
Решением Департамента культуры Москвы новым директором театра «Современник» назначен Владимир Машков (руководит Театром Олега Табакова, возглавляет Союз театральных деятелей и премию «Золотая маска»). Театр Сатиры отойдет к Евгению Герасимову, который с 2022 года руководит Театром на Малой Ордынке (бывшим «Театром Луны»). Бывший Центр им. Мейерхольда перейдет в ведомство Олега Липовецкого, главного режиссера театра «Шалом», а театр Романа Виктюка возглавит Константин Богомолов, художественный руководитель Театра на Бронной.
Департамент культуры не скрывает мотивов: перемены объясняются прежде всего экономическими соображениями. Как сообщает на сайте мэрии Алексей Фурсин, глава Департамента культуры Москвы: «Принятые решения позволят более эффективно управлять театрами и объединять ресурсы разных площадок и творческих коллективов для обновления и расширения репертуара, улучшения показателей работы».
Эксперты, опрошенные Forbes Life, обращают внимание на то, что новый руководитель Департамента культуры продолжает политику своего предшественника Александра Кибовского. Первые слияния московских театров в попытке сэкономить бюджеты произошли весной 2022 года, когда московский Департамент культуры объединил несколько театров друг с другом: театр «Сфера» вошел в состав театра «Эрмитаж», к Московскому театру кукол (МТК) был присоединен Московский Детский Камерный театр кукол, который получил статус Камерной сцены МТК, ЦиМ присоединили к «Школе драматического искусства» — театра, на тот момент делавшего кассу за счет постановок Дмитрия Крымова и Александра Огарева, — театр «АпАрте» был поглощен Театром на Таганке, а балетный театр «Москва» присоединили к Новой опере. Весной 2022 года эксперты утверждали, что Департаментом культуры движет стремление оптимизировать расходы.
В настоящий момент в городе работают 67 театров, подведомственных Департаменту культуры города Москвы. Елена Мельвиль, преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук, эксперт по менеджменту в сфере культуры, в разговоре с Forbes Life объяснила, что при слиянии театров можно говорить об экономии 10% издержек.
Согласно экономической теории в применении к исполнительским искусствам, к которым относятся и музыкальный, и драматический театр, они страдают от «болезни цен»: никакое повышение цен на билеты при условии заполняемости зала и художественного успеха спектакля, не позволяет покрыть все расходы, связанные с его производством. А когда зрительские залы пустуют, как произошло с Театром Романа Виктюка после смерти его основателя в 2020 году или с театром «Современник» после смерти его многолетнего руководителя, режиссера Галины Волчек в декабре 2019 года, то говорить о каком-либо менеджменте не приходится вовсе. Театры перестают служить своему назначению — выпускать художественно ценные спектакли, публике просто не на что идти и нечего смотреть в этих театрах.
Как писал декан продюсерского факультета ГИТИСа Юрий Орлов: «Любому театру необходим свой круг театралов, костяк аудитории, зрители, способные понять и оценить происходящее на сцене, нужны театру также, как и свои актеры режиссеру».
Нынешняя смена руководителей театров, по мнению экспертов, опрошенных Forbes Life, доказывает: Департамент культуры осознает, какова роль творческого руководителя театра и пытается на этом витке экономии сделать ставку не просто на эффективный менеджмент, а на проверенных, доказавших лояльность власти режиссеров.
«В виду отсутствия скамейки запасных, опытных театральных руководителей, обращаются к своим, к тем, кто не откажет», — комментирует Forbes Life руководитель московского театра, пожелавший остаться анонимным. «Провальная кадровая политика Департамента привела к тому, что театры-бренды, знаменитые в прошлом, сегодня в глубокой творческой и финансовой яме», — говорит Forbes Life еще один театральный менеджер. «Кадровые решения, принятые по этим театрам, полностью провалились», — подтверждает руководитель театра.
Единственной хорошей новостью эксперты признают переход ЦиМа, ставшего после увольнения прежних руководителей, Дмитрия Волкострелова и Елены Ковальской, в 2022 году, площадкой ШДИ, в управление театру «Шалом», который с 2021 года возрождается под руководством Олега Липовецкого.