Блогер-оппозиционер Алексей Навальный опубликовал очередное расследование, на этот раз посвященное Игорю Шувалову. По данным оппозиционера, первый замглавы правительства приобрел 10 квартир в одном из самых элитных столичных домов – сталинской высотке на Котельнической набережной. По подсчетам Навального, на покупку Шувалову потребовалось минимум 600 миллионов рублей.
А из нашего окна
По версии Алексея Навального, Игорь Шувалов начал скупать квартиры в высотке еще весной позапрошлого года, сразу после крымской кампании. И постепенно чиновник, якобы, приобрел целый этаж. Оппозиционер подсчитал, что, исходя из рыночных цен на всю эту недвижимость, чиновнику потребовалось не меньше чем 600 миллионов рублей. А если учесть ремонт, то даже самые смелые фантазии зашкаливают. Впечатляет и площадь вице-премьерского жилья – более 700 квадратных метров. Наконец, местоположение очень удобное: самый центр города, панорамный вид на столицу, в том числе и на Красную площадь, с высоты птичьего полета.
Блогер сообщил, что покупал жилье Игорь Шувалов не сам, а с помощью поверенного, а именно адвоката Сергея Котляренко, своего однокурсника, который управляет семейными активами чиновника. О том, что на 14-м этаже высотки что-то происходит, фонду Навального сообщили жильцы сталинского дома. Якобы кто-то очень активно скупает квартиры, предлагая собственникам «любые деньги», а возле здания стали постоянно курсировать кортежи и ФСО. К публикации оппозиционер приложил выписки из кадастра.
Шуваловские миллиарды
У расследования Алексея Навального есть одно слабое место, которое он, собственно, и сам признает. Игорь Шувалов - официальный рублевый миллиардер. Если заглянуть в его декларации за 2012-й, 2013-й, 2014-й и 2015-й годы, то несложные арифметические подсчеты дают волнующую цифру: за это время Игорь Иванович вместе с женой Ольгой Викторовной заработал около миллиарда рублей. А еще раньше, в 2008-2010-м годах, супруги получили доход в полтора миллиарда рублей.
О том, как семья Шувалова зарабатывает баснословные деньги, в общем-то тоже известно. Сам вице-премьер рассказывал, что еще в конце 90-х он получил от Романа Абрамовича опцион на полпроцента акций «Сибнефти», что в итоге принесло ему почти 120 миллионов долларов. Деньги эти будущий чиновник получил за юридическое сопровождение приватизации «Сибнефти». И, в общем-то, гонорар соответствует масштабу этой сомнительной (как и все «залоговые аукционы») сделки.
Еще одно мегаудачное приобретение Шувалова – пакет акций в «Газпроме», купленный, по данным британских СМИ за 18 миллионов долларов. А через год (О, Чудо, О, Везение!) произошла либерализация торговли бумагами газовой монополии, и за несколько лет 18 миллионов могли превратиться в 100 миллионов долларов. Игорь Иванович тогда трудился помощником президента. Формально в те времена он имел право совершить эту сделку. Да и конфликта интересов тоже, вероятно, не было: влиять на торговлю акциями «Газпрома» он не мог. А вот знать о грядущей либерализации - вполне. Но доказывать получение дохода на инсайде в России дело сложное и неблагодарное. Особенно если им никто не хочет заниматься.
Хорошо посмеялся
Если раньше разговоры о баснословных доходах Игоря Шувалова носили довольно вялый характер, то публикация о его квартирах на Котельнической произвела эффект разорвавшейся бомбы, чему, кстати, способствовало и его окружение. Тему подхватили ведущие деловые СМИ, а особенно повезло Коммерсанту. Журналисты сумели получить восхитительный по своей прямоте комментарий сотрудницы приемной первого вице-премьера:
«Вы чего звоните? И пошел бы Навальный к черту! Когда идиотам делать нечего, вот тогда они такое публикуют. Я таким мразям, как он, ничего комментировать не буду» .
Что характерно, вскоре текст этого комментария исчез с сайта газеты.
Разумеется, запестрели шутками соцсети. Только ленивый не вспомнил резонансное заявление Шувалова, которому показалось смешным, что россияне покупают квартиры площадью в 20 квадратных метров.
Собственно, и сам Навальный подсчитал, что на деньги, которые замглавы правительства мог потратить на жилье в сталинской высотке, можно купить 600 таких квартир. Кто-то переживал за рабочих, ремонтирующих 14 этаж дома: вдруг они, бедняги, заблудились на этих 700 квадратных метрах и не могут выйти. Ну, а кто-то вспомнил, что именно на этом здании 2 года назад выкрасили звезду в цвета украинского флага.
Значит это кому-нибудь нужно
Вменяемый комментарий из окружения Шувалова появился ближе к вечеру 4 июля. В аппарате первого вице-премьера заявили, что все активы Игоря Ивановича находятся в доверительном управлении. Это значит, что чиновник не обязан указывать такую собственность в своей декларации. В свою очередь представитель того самого управляющего, юриста Сергея Котляренко, сообщил журналистам, что покупка этой недвижимости – часть инвестиционной стратегии.
Остаются только два самых главных вопроса: кто мог стоять за расследованием Алексея Навального и будут ли последствия для Игоря Шувалова? По поводу первого вопроса можно лишь строить конспирологические теории. В СМИ не раз звучали обвинения, что публикации блогера имеют конкретных заказчиков, например, его нападки на генпрокурора Юрия Чайку. Известно, что Игорь Иванович – представитель так называемого «клана либералов» во власти, который извечно борется с так называемым «кланом силовиков» и конца этого противостояния не видно. Поэтому не лишено оснований предположение, что кто-то затеял очередную атаку на человека, отвечающего в правительстве за российскую экономику.
Что касается последствий, то здесь можно оперировать лишь прогнозами. С одной стороны в чиновничьей жизни сейчас явно прощупывается тренд на скромность. Покупай, владей, живи красиво, но так, чтобы об этом никто особо не знал. Квартира за сотни миллионов, когда страна в кризисе – не слишком красит госслужащего, скромнее надо быть, товарищи. А с другой стороны, не в Лондоне же он купил себе жилье. В родной дорогой нашей столице. И даже не на пафосной Рублевке, а тут, возле работы, возле Кремля, чтобы всегда быть под рукой и дни и ночи напролет трудиться на благо Отчизны. Как тут не вспомнить цитату из бессмертного романа с москвичами, испорченными квартирным вопросом: «Так что же, граждане, простить его, что ли?».