На прошлой неделе на российском рынке состоялась одна из крупнейших сделок по приобретению отдельных нефтяных активов за последние годы — продажа компании «Сладковско-Заречное» в Оренбургской области с запасами около 80 млн тонн. «Сладковско-Заречное» владеет добычными лицензиями на три месторождения в Оренбургской области — Сладковско-Заречное (запасы около 44 млн тонн нефти и конденсата), Кошинское (C1+C2 — 24 млн тонн нефти и 18 млрд кубометров газа) и Яснополянское (11 млн тонн нефти и 4 млрд кубометров газа).
Публично владельцы «Сладковско-Заречного» не назывались. По данным «Коммерсанта», до 2012 года актив принадлежал группе «Металлоинвест» Алишера Усманова, которая приобрела его в 2008 году за $100 млн, рассчитывая в дальнейшем добывать газ для собственных предприятий. В марте 2012 года Роснедра выдали «Сладковско-Заречному» лицензии на Кошинский и Яснополянский участки за 18 млн рублей. Через три месяца «Металлоинвест» провел сделку по продаже актива холдинговой компании за $125 млн. Источник Forbes считает, что текущая продажа прошла через другие компании связанные с Усмановым. В USM не стали отвечать на запрос Forbes.
С покупателем вопрос тоже остается туманным. Ранее ФАС сообщала, что кипрская Dolmer Enterprises, владеющая «Нефтисой» Михаила Гуцериева, согласовала покупку ООО «Сладковско-Заречное» у кипрской SZ Regionoil Holdings, следует из сообщения службы. Как сообщал «Ъ», согласно кипрскому реестру, 0,0098% в SZ Regionoil Holdings принадлежало Татьяне Лукьяновой, а остальное — Zen Promotion Inc., зарегистрированной на Британских Виргинских островах.
Проведение сделки между компаниями на Кипре может быть связано с налоговой оптимизацией. По словам партнера Paragon Advice Group Александра Захарова, доход от сделки между кипрскими компаниями по продаже долей в российском ООО или акций АО является освобожденным от кипрского подоходного налога, который обычно уплачивается по ставке 12,5%. «Если бы сделка прошла в российской налоговой юрисдикции, то тогда бы возник налог на прибыль в 20%. Обычно так и продают сырьевые лицензии. Такая операция является распространенной практикой», — объясняет Захаров.
Сумма сделки не разглашалась, но по оценке источника, близкого к сделке, она составила $270 млн. Покупка позволила бы «Нефтисе» нарастить запасы примерно на треть. В компании Гуцериева утверждают, что не получили «Сладковско-Заречное» в собственность, но знают про смену владельца у последней. «Компании Михаила Гуцериева не выкупали Сладковско-Заречное месторождение. Однако компания «Нефтиса» оказывает операторские услуги по разработке месторождения новому владельцу месторождения», — сообщили в пресс-службе «Нефтисы». Участников сделки в «Нефтисе» не раскрывают.
«Нефтиса» — второй по величине нефтегазовый актив семьи Гуцериевых после «Русснефти», добыча за 2016 год составила 6,9 млн тонн. Михаил Гуцериев объяснял создание «Нефтисы» в 2008 году тем, что на «Русснефть» с ее высокой долговой нагрузкой уже невозможно было привлечь средства. Предполагалось, что в ходе IPO «Русснефти» компании будут объединены. Но этого не произошло.
По мнению управляющего директора Advance Capital Карена Дашьяна, «Сладковско-Заречное» — крупный актив, обладающий большим потенциалом развития, хорошо изученной геологией и высокой продуктивностью пластов. По его мнению, он может стоит более $300 млн с учетом неплохой изученности и высоких дебитов скважин. «У «Нефтисы», как компании-оператора этого актива, есть и компетенции, и ресурсы для создания дополнительной стоимости и развития», — говорит Карен Дашьян.
Семья Гуцериева владеет рядом активов в Оренбургской области. Среди них — компания «Преображенскнефть» и «Фортеинвест».