Призывы президента к местным властям одуматься и не заниматься саморекламой за бюджетные деньги благополучно игнорируются всей вертикалью представительской и исполнительной власти. И ее можно понять: ведь на местах равняются на Москву, в которой с января 2011 по июнь 2017 года 12 городских префектур и 125 районных управ разместили 339 госконтрактов, связанных с проведением социологических исследований, на общую сумму 1,1 млрд рублей.
Более того: большинство из контрактов содержали также задания по «информационному сопровождению» деятельности органов власти и местного самоуправления, - эдакий эвфемизм, который в последнее время почти вытеснил из обихода слово «пиар». Как выяснили авторы опубликованного во вторник доклада «Трансперенси интернешнл – Россия», нередко эти контракты получали те же компании, которые занимались и социологическими исследованиями. Всего с 2011 по 2017 годы на эти цели было потрачено 1,2 млрд рублей. Получается, что московские власти за время правления действующего мэра Сергея Собянина только на формирование своего положительного образа среди избирателей потратили 2,3 млрд рублей.
Ракова — первая помощница и вторая жена
Не приходится особо сомневаться в том, что часть этих денег направлена на отбеливание образа самого Собянина, чья личная жизнь далека от провозглашаемых им православных идеалов. Напомним, что кроме формальной супруги, у столичного градоначальника есть и неофициальная жена — привезенная им из Тюмени и оформленная на должность главы аппарата правительства Анастасия Ракова, с которой у Собянина есть — по данным рейтинга «Многоженцы в элите России» - общий ребенок. Учитывая, что Ракова контролирует PR-закупки города, трудно гарантировать, что часть средств не будет потрачена на коррекцию личного имиджа и медийного образа ее «моргантического» супруга.
По избирательному законодательству органам власти запрещено вмешиваться в агитацию, поддерживать кого-то из кандидатов, напоминают авторы доклада. Но значительная часть исследованных госконтрактов носит очевидно предвыборный характер и включает в себя техзадание на выявление электоральных предпочтений граждан, мониторинг деятельности кандидатов, оценку избирателями их программ.
С 2014 года подход московских властей несколько изменился: конкурсная документация уже не содержала прямого указания на выявление политических взглядов жителей. Сейчас речь чаще идет о выявлении потенциально конфликтных вопросов или об оценке гражданами органов власти по различным направлениям их деятельности. Но почти всегда такие контракты предполагают выявление точек социальной напряженности, организацию информационной кампании, консультационно-организационное сопровождение публичных слушаний. Доступ к этим инструментам получают лишь некоторые политические силы, что создает для них преимущества в политической конкуренции, цитируют доклад «Ведомости».
Число Гнатюка - 666
Эксперты также выяснили, что подавляющее большинство таких опросов проводят компании, хорошо известные на рынке политконсалтинга. Например, ООО «ИМА-консалтинг» в 2014–2016 годах получило 52 контракта на проведение социологических исследований на 132,6 млн рублей. «ИМА-консалтинг» входит в холдинг «Группа ИМА», президентом которого является политтехнолог Андрей Гнатюк. Всего группа и аффилированные с ней лица получили за шесть с половиной лет более 400 различных госконтрактов на сумму почти 2,5 млрд рублей, подсчитали авторы доклада. Гнатюк, который ранее работал над имиджем Бориса Ельцина («эффективность» этой работы в девяностые годы оценили миллионы россиян) также запомнился организацией безобразной пьянки на палубе памятника истории - крейсера «Аврора». Что, впрочем, не помешало ему получить по итогам выборов в Государственную Думу в 2007 и президента РФ в 2008 годах медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (даже Глеб Павловский получил орден степенью ниже).
Андрей Гнатюк вместе с Анастасией Раковой, Александром Горбенко и Сергеем Капковым отвечали за информационную политику, связи с общественностью и организацию предвыборной работы избирательного штаба Сергея Собянина на выборах мэра Москвы в 2013-м году. Результат голосования оказался намного хуже ожидаемого, и наблюдатели ожидали неких кадровых перестановок в аппарате столичного правительства, однако личные отношения с Раковой оказались для Собянина важнее мнения избирателей.
ООО «ИМА-Консалтинг» долгое время получало госконтракты почти исключительно в четырех административных округах – СВАО, ЮВАО, ЮАО, ЮЗАО, где активно работало в 2014 – 2016 годах. Этот крупнейший подрядчик в 2014 – 2016 гг. получил 52 контракта на проведение социологических исследований в Москве на 132,6 млн рублей. Правда, в последнее время дела у компании пошли не очень хорошо, и она стала постоянно проигрывать другим игрокам и прежде всего – Фонду «Центр политических технологий».
Роль компании на московском рынке подчеркивает то, что на сайте «Группы ИМА» указано, что в ее структуру входило даже телеканал «ЦАО ТВ». Всего «Группа ИМА» и аффилированные с ней лица, получили за шесть с половиной лет более 400 госконтрактов на сумму почти 2,5 млрд рублей В том числе ОДО «Группа ИМА» за 2011 – 2017 гг. получило 20 госконтрактов на сумму 433 млн рублей от структур , контролируемых Собяниным, Московской городской избирательной комиссии и федеральных ведомств, включая Минобранауки, Фонд социального страхования, Управление делами Президента РФ и ФНС. ООО «ИМА-Консалтинг» всего получило 250 госконтрактов на 666 млн рублей, преимущественно они тоже прошли через Ракову. ООО «КА ИМА-Пресс» получило 89 госконтрактов на 1 031 млн рублей, в основном на информационное сопровождение деятельности московских и федеральных структур, включая Управделами Президента РФ. ООО «Третья точка» выиграло 35 контрактов на 283 млн рублей.
Что же касается главного конкурента «Группы ИМА» – Фонда «Центр политических технологий», компания принадлежит известным политтехнологам Игорю Бунину и Борису Макаренко. Игорь Бунин тоже имеет государственные награды за свою работу в сфере выборов. В 2016 году он был награжден орденом Дружбы.
С марта по май 2017 года «Центр политических технологий» выиграл у структур Андрея Гнатюка уже 13 госконтратов на проведение социологических исследований и политконсалтинг на сумму 28,5 млн рублей, что свидетельствует о том, что слухи о некотором охлаждении отношений между Собяниным и Гнатюком не настолько и беспочвенны. Всего же за 2011-2017 гг. фонд на эти цели получил 30 госконтрактов 96 млн рублей. Еще один контракт на 2 млн рублей получило ЗАО «Политические технологии», тесно аффилированное с фондом. Фонд ЦПТ давно взаимодействует с московскими властями – компания за эти годы заключила 61 госконтракт по оказанию различных услуг.
Шаловливый Шелухин
ЗАО «НИИ социальных систем» получило 54 госконтракта на 737,5 млн рублей. Эта компания прекратила существование в августе 2016 года, но в том же году появилось ООО «НИИ СС» с тем же учредителем – Александром Шелухиным, и у него уже есть четыре госконтракта на 20 млн рублей. С Шелухиным связано еще несколько юрлиц, в том числе «Московские информационные технологии», в которых мэрии Москвы принадлежит 51% акций (они получили 25 госконтрактов на информсопровождение органов власти на 250 млн рублей). У МИТ с Шелухиным существуют давние партнерские связи, их обоих можно назвать предтечами нынешних пресловутых «олигинских троллей». Еще в начале десятых годов на Шелухина работала контора «литературных негров», которые переписывали присланные сверху положительные новости о Собянине, создавая уникальный контент с целью вывода в топ поисковых машин. Новости в контору спускала Анастасия Ракова — через принадлежащий (51% акций) городу МИТ.
С Александром Шелухиным связано еще несколько юридических лиц: АО «Московские информационные технологии» (получили 25 госконтрактов на 250 млн рублей на информационное сопровождение органов власти), АО «Аргументы и факты» (48 госконтрактов на 315,5 млн рублей по всей стране), ООО «Красные палаты» (2 контракта на 26 млн рублей), ООО «Соседи» (2 контракта на 13 млн рублей). Как сообщали СМИ, АО «Аргументы и факты» по инициативе Анастасии Раковой было недавно куплено АО «Московские информационные технологии». По словам генерального директора ОАО «МИТ» Александра Шелухина, сделка была практически безденежной, но есть также и версия, что операция купли-продажи была произведена за госсчет.
Чужие здесь не ходят
Большинство крупных участников рынка в качестве постоянных конкурентов на конкурсах и аукционах имеют одни и те же компании, отмечают авторы доклада, – нередко между ними можно проследить связь. «В нарушение действующего законодательства должностные лица и даже целые государственные институты занимаются поддержкой партий и кандидатов, в том числе через систему госзакупок», – резюмируют авторы доклада «Транспаренси». Исключение, пожалуй, составляет лишь ЦПТ Игоря Бунина.
К примеру, «Группа ИМА» имеет сразу две аффилированные с ней компании-спутника, которые постоянно «конкурируют» с ней за госзаказы Собянина-Раковой – это ООО «Школа новых медиа» и ООО «Третья точка». Учредителем «Школы новых медиа» является вице-президент ОДО «Группа ИМА» Владимир Евстафьев. Компания была конкурентом «ИМА-Консалтинг» практически во всех закупках услуг на проведение социологических исследований – была лишь одна закупка «Има-Консалтинг», где она не принимала участия. Еще один частый конкурент холдинга в сфере информационного сопровождения органов власти – ООО «Третья точка». Учредитель компании Евгений Шишанов является гендиректором ООО «Оптима», принадлежащего Гнатюку. А директор Олег Репин также руководит принадлежащим Гнатюку ООО «Действительность». Интересно, что большая часть контрактов, которые проигрывает «ИМА-консалтинг», получают все те же «Школа новых медиа» и «Третья точка», которые в свою очередь постоянно проигрывают «ИМА-Консалтинг» и другим компаниям холдинга.
Похожую тактику использует ЗАО «НИИ социальных систем». Во всех госзакупках, кроме одной, конкурентом у него было ООО «КРАСНЫЕ ПАЛАТЫ», аффилированное, как уже показывалось, с холдингом Александра Шелухина. Еще одной компанией, постоянно имитирующей конкуренцию при госзакупках является ООО «Прагматика» (восемь раз проиграли за 2016 – 2017 годы МИТ и АиФ, и ни разу не выиграли).
Аналогичным образом выигрывает контракты на протяжении всей весны 2017 и в 2016 году «Маграм МР» – новый крупный игрок на рынке, получающий как раз все госконтракты на «формирование электронных баз данных оперативной прикладной информации от первоисточников». По состоянию на 1 июня 2017 года компанией уже заключены договоры на 26,4 млн рублей (30 контрактов). Еще 10 контрактов компания уже выиграла, но контракты еще не подписаны (на сумму ок. 11 млн рублей). Еще как минимум 5 заявок, в которых эта компания должна победить, находятся на стадии подачи заявок (все формулировки одни и те же). Компания плотно работает с московским правительством с 2016 года. До этого она активно сотрудничали с Московской областью. Всего ею получен 71 госконтракт на 173 млн рублей Их постоянный конкурент – ООО «Проджектив», которое «конкурировало» с «МАГРАМ МР» в 73 госзакупках, но все проиграла: в 68 случаях победителем было МАГРАМ МР, в трех случаях победителем стал ВЦИОМ, в двух – другие компании.
Фактически, получается, что почти все крупные господрядчики получают свои госзаказы в «конкурентной» борьбе с компаниями, единственной миссией которых является проиграть. При этом такие компании, как правило, непосредственно аффилированны с победителями.
Такая ситуация искажает конкуренцию уже не только на политическом, но и на коммерческом поле и по сути своей противоречит действующему российскому законодательству. Статьи 9, 11 и 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает действия групп лиц, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пресс-секретарь правительства Москвы Гульнара Пенькова не захотела комментировать доклад. Гендиректор «ИМА консалтинга» Вартан Саркисов отказался комментировать доклад, получить комментарии «Группы ИМА» также не удалось. По словам президента ЦПТ Игоря Бунина, в том, что они работают с Москвой, «никакого секрета нет»: «ЦПТ – одна из старейших фирм, мы работаем с 1991 года и делаем честную работу». Проводимые исследования связаны с судьбой Москвы и «политика тут ни при чем», уверяет Бунин.
Это не исследование, это политическая кампания
Как говорилось выше, контракты на оказание консультационных услуг зачастую включают в себя не только консультирование и проведение социологических опросов, но и информационное сопровождение деятельности московских властей. Например, в октябре 2013 г. был заключен контракт «на оказание услуг по информированию жителей посредством организации и проведения встреч с жителями районов, представителями трудовых коллективов и общественных организаций» между префектурой ЮВАО и ИМА-Консалтинг. Контракт предполагал проведение социологических исследований и «разработку информационных материалов по реализации программ социально-экономического развития округа», «информационное сопровождение мероприятий» и т.п.
Это демонстрирует, что такие виды работ прямо связаны технологически. Такая структура является классической для политического консалтинга – сначала технолог делает замеры общественного мнения, выявляет настроения, основные проблемы и предпочтения граждан, затем разрабатывает концепцию информационной кампании и реализует ее.
Затраты органов власти и местного самоуправления на работу со СМИ уже давно вызывают вопросы в своей обоснованности и прозрачности. Такая проблема есть не только в Москве, но и во всех российских регионах. Как показало прошлогоднее исследование, посвященное государственному финансированию СМИ в Алтайском крае, такие контракты в год выборов могут содержать задание на разработку скрытой политической агитации и ее размещение в СМИ.
Перед выборами в Госдуму в 2011 года в Москве ведомтсво Анастасии Раковой из бюджетных средств оплатило «социальные» билборды, призывающие прийти на выборы. Дизайн этих билбордов был до полного смешения идентичен предвыборной агитации партии «Единая Россия», членом высшего руководящего органа которой является московский градоначальник Сергей Собянин.
Такие примеры хорошо демонстрируют, как бюджетные средстваммогут быть использованы для скрытой политической рекламы.
Атака на «Яндекс»
Ноу-хау, открытый Шелухиным двадцать лет назад, сейчас взят на вооружение собянинскими пропагандистами повсеместно. Десятки очень похожих друг на друга сайтов префектур и управ, которые публикуют практически одинаковый контент, используются органами власти для искусственного выведения интересующих их новостей в топы новостных обзоров «Яндекса» и других поисковиков. Можно предположить, что благодаря такой технологии сайт подмосковного правительства в апреле 2017 года по данным «Медиалогии» стал 6-м в России по индексу цитируемости – сразу за Lenta.ru и «Фонтанкой».
Похожую тактику используют и власти столицы – сотни похожих районных газет и сайтов публикуют почти идентичную информацию. Например, префектура Восточного административного округа активно взаимодействует с компанией «Объединенная редакция „Звездный бульвар“», которая за 2015 – 2016 годы получила госконтракты на сумму 178 млн рублей от одного только ВАО. 31 августа 2016 года был подписан контракт на подготовку контента для районных сетевых изданий. Фактически же эти издания оказались разделами единого портала с практически неразличимым контентом. Стоимость контракта при этом составила 38 млн рублей.
Всего «Звездный бульвар» освоил более 733 млн рублей от разных округов. Одним из главных конкурентов компании является аффилированная с ней «Единая редакция» под управлением Александра Латышева, который ранее был пресс секретарем префекта соседнего округа. Компания выиграла 12 закупок из 13, в которых пыталась участвовать, получив 61 млн рублей. Учредителем «Единой редакции» является гендиректор «Звездного бульвара» Юрий Александрович Сорокин.
Как и в случае с политконсалтингом, информационная сфера также монополизирована. При этом монополии распределяются по отдельным территориям Москвы. Например, в Северном административном округе основным подрядчиком является «Телекомпания Сокол 21 век», только по госконтрактам получившая около 470 млн рублей. Эта компания также изредка выигрывала контракты на социологические исследования и дальнейший консалтинг.
На самом деле вся система унаследована еще со времен бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, говорит участник рынка: привычные схемы работают и нет смысла менять технических операторов. Структуры, получающие контракты, остались почти те же, что при Лужкове, но организовано все по-другому, при нем «бюджетные деньги в политику старались не вмешивать, в большей степени использовали ресурсы бизнеса», возражает один из политтехнологов. Уровень трат отражает масштаб административного ресурса, который столичные власти применяют на выборах, констатирует сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц. Фактически, органы власти и местного самоуправления в Москве на постоянной основе могут оказывать не предусмотренную законом косвенную нематериальную поддержку конкретным политическим партиям и кандидатам. Зачастую это делается методами, сомнительными также с точки зрения законодательства о защите конкуренции.