Почему «Норникель» мало беспокоится о технической безопасности и откровенно игнорирует охрану окружающей среды на своих промышленных объектах?
Ответ кроется не только в финансовых приоритетах компании, направленных исключительно на обогащение акционеров и руководящего топ-менеджмента, но и в мизерных штрафах, которые практикуют надзорные органы. Когда штрафы ничтожны по сравнению с оборотом и чистой прибылью компании — можно нарушать все и вся.
23 июня стало известно, что Енисейское управление Ростехнадзора оштрафовало структуры «Норильского никеля» на 100 тысяч рублей за многочисленные нарушения в области строительства на руднике «Комсомольский» в Норильске Красноярского края.Рудник «Комсомольский» находится в Норильском промышленном районе. Здесь ведется добыча сульфидных медно-никелевых руд месторождений Талнахского рудного узла
Как сказано в пресс-сообщении межрегионального управления Ростехнадзора, проверки надзорников выявили многочисленные нарушения обязательных требований в области строительства. В частности, фактический объем строительства не соответствует разрешению на строительство.
Отсутствуют необходимые акты освидетельствования скрытых работ на различные капитальные и инженерные работы, а также соответствие выполненных работ нормам. Также выявлены различные неисправности пожарного оборудования в горных выработках.
Риторический вопрос: может ли штраф в размере 100 тысяч рублей сподвигнуть и замотивировать хозяйствующих субъектов-нарушителей с гигантским денежным оборотом соблюдать установленные буквой закона нормативы?
Для пущего понимания арифметики. По итогам 2019 года чистая прибыль горно-металлургической компании составила 6 миллиардов долларов. За каждое полугодие ведения хозяйственной деятельности «Норникель» выплачивает своим акционерам дивиденды на сумму около 2 миллиардов долларов. Соответственно, в год на дивидендные выплаты уходит около 4 миллиардов долларов.
Смехотворные штрафы наблюдаются не только в области технического надзора, но и в природоохране. По этой части «Норникель», как все помнят, изрядно «наследил», учинив в хрупкой экосистеме Арктики экологическую катастрофу, которая, по данным сторонних экспертов, имеет международный характер ввиду угрозы для акватории Карского моря.
В 2016 и 2018 годах водные объекты, прилегающие к территории норильской ТЭЦ-3, где 29 мая произошло ЧП с разливом дизельного топлива, уже окрашивались в непривычный цвет из-за сброса загрязняющих веществ с «Норникеля». Тогда компания отделалась формальными штрафами около 60 тысяч рублей и благополучно продолжила игнорировать природоохрану.
Пока Росприроднадзор не определился с материальной оценкой ущерба, нанесенного «Норникелем» окружающей среде на севере Красноярского края в результате разгерметизации аварийного резервуара с нефтепродуктами. Однако редакция уже указывал на то, что площадь загрязнения, из которой будет исходить материальная оценка ущерба, может быть занижена на 800 километров — это протяженность озера Пясино и одноименной реки (последняя и впадает в Карское море, что придает экологическому бедствию международную значимость). Платить «по гамбургскому счету»В 2010 году в результате взрыва и последующего пожара на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе произошел разлив 5 миллионов баррелей нефти. Нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров, что составляет около 5% площади всего Мексиканского залива. Американский суд обязал компанию British Petroleum выплатить 18,7 миллиарда долларов пяти штатам в качестве компенсации за разлив нефти. В совокупности же авария обошлась BP более чем в 53 миллиарда долларов — с учетом компенсаций, штрафов и затрат на очистку.
В марте 1989 года у берегов Аляски из-за крушения танкера Exxon Valdez разлилось 37 тысяч тонн нефтепродуктов.
Эту аварию считают сопоставимой с той, что произошла на ТЭК-объекте «Норникеля».
Компании Exxon тогда пришлось выплатить в качестве компенсации за нанесенный экологический урон более 6 миллиардов долларов.
«Норникель» же планирует в совокупности направить на ликвидацию разлива около 10 миллиардов рублей — эту цифру перед президентом Путиным озвучил господин Потанин.
Небольшая сумма (по меркам масштаба экологических последствий) прямо отражает халтурный характер ликвидационных работ. 19 июня гендиректор «Норникеля» Потанин отчитался перед главой государства о завершении ключевых этапов ликвидации топливного загрязнения, а 26 июня в красноярском тг-канале «Стрелка» появилось видео от мужчин, занимающихся сбором нефтепродуктов под Норильском. Из него следует, что местность по-прежнему заражена — никакого экологического улучшения спустя почти месяц после ЧП не произошло.