Об этом «Октагону» рассказали школьные учителя сразу из нескольких регионов страны. Руководители учебных заведений и чиновники от образования в приватных беседах утверждают, что речь идет о «негласных указаниях», связанных с антикоррупционной деятельностью. Однако эксперты считают инициативу по меньшей мере странной, полагая, что проблема школьных поборов вряд ли будет решена таким образом.
Сегодня практически ни один школьный класс не обходится без родительского чата: там мамы и папы учеников, как правило, обсуждают расписание уроков, готовящиеся мероприятия и проблемы. В большинстве случаев в чатах состоят и классные руководители. По этой причине родителям порой приходится создавать альтернативные «болталки» в Viber или WhatsApp, но уже без участия педагогов.
Как стало известно «Октагону», в новом учебном году многие школы начали отказываться от сложившейся практики. Об этом в частных беседах заявили педагоги и чиновники от образования из ряда регионов страны. Представитель профильного департамента одной из областей Поволжья сообщил изданию, что официально таких указаний никто не давал:
– Скорее речь идет о пожеланиях, рекомендациях: незачем учителям находиться в таких чатах. Всю необходимую информацию педагоги всегда могут транслировать через членов родительского комитета.
Скриншот – и в прокуратуру
Директор одной из школ, пожелавший сохранить анонимность, подтвердил, что накануне Дня знаний специально собирал коллектив и просил «не увлекаться этими чатами».
– Запретить родителям переписываться в чатах мы не можем, да и не хотим. Людям эти мессенджеры очень удобны – всегда можно оперативно обсудить все текущие вопросы. Но учителям делать там нечего, им есть чем заняться, кроме переписки, – пояснил собеседник.
Директор связал инициативу с ведущейся «антикоррупционной деятельностью».
Он объяснил, что родители подчас обсуждают в чате добровольные денежные сборы и подарки педагогам и последние «не должны при этом присутствовать».
Как удалось выяснить «Октагону», среди родителей регулярно происходят конфликты, связанные с тем, насколько дорогой подарок следует вручить учителю на тот или иной праздник. Педагоги не раз благодарили в чатах родителей за презенты, а недовольные поборами делали скриншоты переписок и обращались с заявлением в правоохранительные органы. Вероятно, школьная администрация теперь решила минимизировать число таких инцидентов.
Директор Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара считает, что среднюю школу сложно обвинить в коррумпированности.
– Странно думать, что разделение школьных чатов позволит снизить коррупциогенность как таковую. Потому что, полагаю, для этого используются другие каналы коммуникации, а не публичные родительские чаты. Скорее эта мера позволяет «уберечь» учителей от лишних высказываний. Проблему школьных поборов не решить запретами в чатах, – уверена собеседница.
По ее словам, сегодня в российских школах выстроена система добровольной помощи, в большинстве случаев родители оказывают инициативную поддержку. Последние данные ВЦИОМ говорят о том, что за последние пять лет 29 процентов родителей сдавали средства на ремонт помещений.
«Сегодня это происходит в рамках правового поля. Более того, это было и до появления разного рода чатов. Поэтому восприятие чатов как коррупциогенных факторов несколько преувеличено. В борьбе с коррупцией есть меры большей эффективности».
Валерия Касамара | директор Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ
Уровень коррупции в средней школе крайне низок, подтвердил изданию руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. Более того, утверждает он, борьба с коррупцией дошла до абсурда: учителя боятся принимать в подарок цветы, потому что в букете может, например, лежать подарочная карта.
Собеседник полагает, что отсутствие учителей в родительских чатах – это не борьба с коррупцией: сложно представить себе ситуацию, когда учитель в чате занимается поборами, учитывая, что такая переписка сохраняется в телефонах.
Скорее речь идет о способе обезопасить учителя от несправедливого увольнения.
– У педагога могут возникнуть проблемы, даже если он просто состоит в чате, где родители обсуждают насущные вопросы: уточняют домашние задания, расписание, подготовку к экскурсиям, которые чаще всего бывают платными. Сегодня учителя могут уволить даже за то, что при его формальном присутствии, с молчаливого согласия родители собрали деньги на какую-то поездку. Этого бывает достаточно, особенно если кто-то из участников чата напишет жалобу, – пояснил он.
По мнению Иванова, если сегодня и имеются какие-то проявления коррупции в средней школе, то чаще всего на уровне руководства, например при приеме детей с территорий, которые эта школа не обслуживает, или при закупке продукции для государственных и муниципальных нужд.
Бороться с коррупцией таким образом – верх абсурда, соглашается глава общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин. По его оценкам, проблема школьной коррупции кроется в том, что «зарплата директора школы в 10 раз больше зарплаты учителя».
«Ключевая проблема – нищие учителя, а не их участие в чатах. Коррупция ведь не в классах, она выше – на закупках учебников, ремонтах, организации детского питания».
Константин Долинин | глава общественной организации «Родительское собрание»
Ранее эксперты Общероссийского Народного Фронта выяснили, что школьные поборы в среднем по стране превышают 4 тыс. рублей в год на одного ребенка. О сборе денег в учебных заведениях сообщили 83 процента участников опроса «Сколько стоит бесплатное образование».
«Октагон» направил в Минпросвещения России запрос с просьбой обозначить свою позицию, однако на момент выхода публикации ответа не получил.