Накануне правоохранители задержали министра строительства Ставропольского края Алексея Когарлыцкого. Его взяли во время вечерней планерки в правительстве, на глазах у коллег. И это уже второе задержание члена ставропольского кабмина только за последний месяц. Число же коррупционных скандалов среди высших чиновников региона за несколько лет вызывает резонные вопросы: по каким принципам подбирает кадры губернатор края Владимир Владимиров, и почему, несмотря ни на что, он остался главой региона на второй срок?
Восемь миллионов и беглый депутат
О задержании Алексея Когарлыцкого ПАСМИ сообщили источники в правоохранительных органах. Чиновника заподозрили в злоупотреблении полномочиями. Что именно инкриминируют министру пока неизвестно — следственные органы не дают официальных комментариев, однако уже готовят ходатайство в суд об избрании задержанному меры пресечения.
Но есть информация, о связи между задержанием Когарлыцкого, недавними обысками в его министерстве и уголовным делом против депутата думы Ставропольского края Алексея Назаренко. Депутата Назаренко правоохранители «приметили» давно, в начале года обвинив его в ограничении конкуренции при розыгрыше госконтрактов на строительство трех крупных спортивных объектов на Ставрополье. Парламентарий возглавлял коммерческую фирму «Кавказстройинвест», вступил в картельный сговор со своей знакомой, главой строительного ООО «Инженер», и получил контракты по максимальной цене.
Через три месяца, Назаренкодобавили обвинение в присвоении средств «Кавказстройинвеста» — он за счет компании купил себе два автомобиля, различные гаджеты, мебель, а также забрал из кассы предприятия 13,5 млн рублей. Но на этом уголовная эпопея депутата не закончилась — в начале октября силовики провели обыски в ставропольском министерстве строительства и архитектуры, а также министерстве физической культуры и спорта, по результатам которых против депутата возбудили еще два уголовных дела. На сей раз его обвинили в мошенничестве за хищение денег при строительстве спортивных объектов по госконтрактам. К тому времени депутат уже скрылся от следствия и был объявлен в федеральный розыск.
Видимо, упустив депутата Назаренко, следователи стали искать применение другой фактуре, которую получили во время обысков. Уже 17 октября следственные органы возбудили уголовное дело в отношении министра спорта Ставрополья Романа Маркова, обвинив его в превышении полномочий. По версии следствия, Марков нарушил закон, допустив знакомого ему коммерсанта к подготовке закупочной документации для приобретения спортивного инвентаря в местное училище олимпийского резерва. Коммерсант так подготовил документацию, что контракт на поставку выиграла его фирма, при этом завысив фактическую стоимость инвентаря с 6 млн до 14 млн рублей.
Опасная должность в Минстрое
К чему привели обыски в региональном Минстрое, уже очевидно. Но это не все действующие лица «коррупционного спрута», который поразил власти Ставропольского края. Только накануне суд признал бывшего полномочного представителя губернатора Ставропольского края Андрея Уткина виновным по делу о групповом мошенничестве — подельники пытались «развести» местного предпринимателя на 5,5 млн рублей, пообещав его за счет своих высоких связей разобраться с возбужденным против него уголовным делом. Сделку сорвали сотрудники ФСБ, которые задержали всех вымогателей.
Они в курсе:
— глава УФСБ по Ставропольскому краю Сергей Кменный
— прокурор Ставропольского края Анатолий Богданчиков
— руководитель СУ СКР по Ставропольскому краю Игорь Иванов
— начальник ГУ МВД по Ставропольскому краю Александр Олдак
А двумя неделями ранее свой приговор получил и бывший министр строительства Ставропольского края Игорь Васильев. Чиновник, место которого в 2018 году занял Алексей Когарлыцкий, при помощи искусственно введенного режима ЧС заключал госконтракты с аффилированными компаниями, и был признан виновным в злоупотреблении полномочиями.
После Васильева оставленным им министерством некоторое время руководил его заместитель Андрей Лазуткин, получив статус и.о. министра. Очень скоро он сменил этот статус на статус обвиняемого по уголовному делу о взятке. Чиновник заставил коммерческую фирму бесплатно отремонтировать квартиру его сына взамен на беспрепятственное подписание документов на оплату работ по строительству Ставропольского клинического перинатального центра. Дело Лазуткина попало в суд в декабре 2018 года.
Еще беглец, еще полпред
Кроме того, можно вспомнить бывшего зампреда ставропольского правительства Андрея Мургу, который, как и депутат Назаренко, сумел скрыться от следствия. Из правительства зампред Мурга уволился в прошлом году, отработав под началом губернатора Владимира Владимирова меньше года, после чего подался в бега. Ему инкриминируют присвоение почти 3,5 млн рублей бюджетных средств в результате несложной махинации вокруг создания сайта для продвижения продукции местных ставропольских производителей.
В международный розыск Андрея Мургу объявили в июне 2019 года. За месяц до этого суд отправил в колонию еще одного бывшего полпреда ставропольского губернатора Сергея Батынюка. Батынюк попался на мошенничестве — он, как и его коллега Уткин, обещал знакомому предпринимателю «порешать» его вопросы в силовых структурах за крупное вознаграждение.
Всенародная поддержка вместо отставки
Все перечисленные уголовные дела относятся к «новейшей истории» Ставропольского края. Есть и предыстория — осенью 2016 года бывший министр образования Ставропольского края Василий Лямин получил срок за вымогательство миллиона рублей у главы Кисловодского государственного многопрофильного техникума.
В марте 2017 года уголовное дело завели на первого заместителя министра экономического развития Ставропольского края Елену Кильпу. Ее обвинили в злоупотрбелении полномочиями — по версии следствия, чиновница в 10 раз завысила стоимость госкорнтракта.
Все перечисленные лица прямо или косвенно связаны с губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым, которого СМИ упорно отправляли в отставку на протяжении почти всего прошлого года. Перманентный коррупционный скандал в его правительстве только укреплял эти слухи, однако Владимиров сумел выиграть осенние выборы 2019 года и остался в губернаторском кресле, временно сохранив неприкосновенность.
За Владимирова проголосовало почти 80% избирателей. Правда, как сообщало ПАСМИ, на Ставрополье вливали огромные средства в предвыборную гонку, используя даже незаконные методы. Например, местных жителей вовсю агитировали за Владимирова при помощи нелегальной газеты-агитки, распространяемой сотнями тысяч.