Апелляционная инстанция обязала ямальских следователей проверить информацию о нецелевых расходах бюджетных средств. Правоохранители при поддержке прокурора ЯНАО Александра Герасименко с 2012 года не обращали внимания на пропажу почти миллиарда рублей субсидии на развитие науки, выявленную аудиторами Счетной палаты. Чем мотивировали силовики отказ проводить проверку, и как эти доводы разбил суд — в материале ПАСМИ.
Семь лет бездействия
История с исчезновением почти миллиарда рублей, выделенного из бюджета на развитие научной деятельности в ЯНАО, началась еще в 2012 году, когда Счетная палата региона указала на отсутствие актов выполненных работ на 900 млн рублей по «научному» траншу. Документы не были обнаружены и в ходе второй проверки аудиторов в 2017 году. Тем не менее, ни следственное управление СК РФ по ЯНАО, ни прокуратура региона расследованием нарушений, выявленных окружной Счетной палатой, не занимались.
В сентябре 2018 года ямальский активист, инженер-изобретатель Виктор Гузь обратился в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции» с письмом, в котором заявил, что почти половина бюджетных денег — около 420 млн рублей — ушла по договору с компанией «АСВТехСтрой» на реконструкцию резиденции бывшего губернатора Ямала «Варчаты».
По мнению активиста, именно это обстоятельство стало причиной бездействия в расследование пропажи миллиарда правоохранительных органов и прежде всего, регионального прокурора Александра Герасименко, которого связывают с нынешним главой Минприроды как рабочие, так и дружеские отношения.
Нет преступления — нет дела
В январе 2019 года Виктор Гузь был приглашен к главе Следственного управления СКР по ЯНАО Андрею Егорову на личный прием. В ходе встречи он подал заявление о признаках преступления, предусмотренного статьей УК РФ 285.1 (нецелевое расходование бюджетных средств) в действиях должностных лиц правительства округа. Речь в документе шла о бюджетных средствах в размере 995 млн рублей, выделенных в период с 2010 по 2016 год региональному инновационному фонду «Ямал», часть из которых была направлена на обустройство туристической базы «Варчаты».
Ответ на заявление пришел 10 марта текущего года за подписью и.о СУ СКР по ЯНАО Виталия Кондратенко. Там было сказано, что обстоятельства, указанные в заявлении, не подтвердились документальным исследованием, и что для проведения доследственной проверки нет оснований.
А в конце апреля постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Виктора Гузя вынес старший уполномоченный ОБЭПиПК ОМВД по Салехарду Е.Яхонтов. Согласно документу, заявление было зарегистрировано, по нему провели проверку, но события преступления выявлено не было.
Интересно, что одним из главных аргументов и следователей, и полицейских стало то, что объекты базы отдыха на озере Варчаты переданы в госсобственность в декабре 2017 года. То есть правоохранители подтверждают, что в период, указанный в заявлении Виктора Гузя, эти объекты государству не принадлежали.
Кстати, по данным ПАСМИ, переоформление турбазы было инициировано экс-губернатором как раз после серии журналистских расследований по РИФ «Ямал», чтобы оправдаться перед федеральными властями.
Все законно
Виктор Гузь обжаловал в судебном порядке отказ следователей регистрировать его заявление как сообщение о преступлении и проводить по нему проверку. Он обратился в городской суд Салехарда с просьбой признать незаконным бездействие сотрудников окружного СУ СКР и обязать их устранить допущенное нарушение.
Решение Салехардский суд вынес 18 июля. Судья Григорий Снайдерман отказал в удовлетворении жалобы Виктора Гузя, согласившись с доводами представителей следствия и прокуратуры.
По мнению суда, действия следователей, отказавшихся проводить проверку, не противоречат законодательству. Также суд обратил внимание на приобщенное к делу постановление полиции о проведении проверки и об отказе в возбуждении уголовного дела.
Виктор Гузь не согласился с решением суда первой инстанции и подал апелляционную жалобу в суд Ямало-Ненецкого автономного округа. В жалобе он, в частности, заявил о незаконности вышеуказанного постановления ОМВД Салехарда об отказе в возбуждении дела, так как оно вынесено с нарушением подследственности: дела о преступлениях, предусмотренных ст. 285.1 УК РФ относятся к компетенции следователей Следственного комитета РФ.
Не выдерживает критики
29 августа апелляционная инстанция удовлетворила жалобу Виктора Гузя, признав незаконным бездействие сотрудников СУ СКР по ЯНАО и обязав руководителя следственного управления устранить допущенные нарушения и провести доследственную проверку по заявлению о нецелевом расходовании бюджетных средств.
Судья Сергей Скрипов заявил, что городской суд Салехарда «уклонился от проверки доводов Гузя В.Г. о наличии в его заявлении сведений», а выводы суда построены «на абстрактных, не основанных на материалах дела заключениях».
Суд также подтвердил факт нарушения подследственности при вынесении решения об отказе возбудить дело. «Оперуполномоченный полиции не имел полномочий на принятие какого-либо окончательного процессуального решения по сообщению об этом преступлении», — говорится в апелляционном постановлении.
Там также отмечается, что заявитель не должен игнорироваться, даже если не может быть признан потерпевшим: «Он добивается надлежащей проверки получивших огласку, в том числе, в средствах массовой информации, сведений о совершении преступления, приведшего к растрате бюджетных средств. Их целевое расходование является общественным интересом, и общество должно иметь гарантии привлечения к ответственности виновных в нецелевых растратах».
Согласно решению суда ЯНАО, «не выдерживают критики» заявления о том, что передача базы отдыха «Варчаты» в госсобственость может служить доказательством отсутствия нарушений: «Подобные ссылки скорее свидетельствуют в пользу заявителя: во- первых, они подтверждают закономерность вопроса о целевом расходовании бюджетных средств, выделенных на развитие инноваций, но потраченных на развитие базы отдыха, доступ к которой имел и имеет весьма ограниченный круг лиц; во-вторых, данная база не была и не является в настоящий момент социально значимым объектом».
Доводы заявителя о признаках преступления «заслуживают внимания, всесторонней и объективной проверки органами предварительного расследования, а по ее результатам — мотивированной юридической оценки в процессуальном решении», отмечается в постановлении.
Прокурор для губернатора
Между тем, юридической оценки действий правительства ЯНАО, потратившего бюджетные средства на покупку дорогого оборудования и роскошных предметов интерьера для объекта, который в силу своей труднодоступности может использоваться весьма ограниченным кругом вип-лиц, Виктор Гузь пытался добиться не только в суде, но и в надзорных органах.
Все его обращения были безрезультатными. Так, в 2016 году на письмо активиста с просьбой проверить деятельность НО РИФ «Ямал» прокурор ЯНАО Александр Герасименко ответил отказом. По его словам, мониторинг ситуации ведет Счетная палата округа, что якобы не дает ему возможности провести доследственную проверку в полном объеме и вынести законное решение.
В марте 2019 года Виктор Гузь попытался записаться на личный прием к Герасименко, чтобы обжаловать действия ямальских следователей, отказавших в проведении проверки, но общественнику в проведении встречи отказали.
Не удалось ему добиться и приема в вышестоящих надзорных органах. В ответе замначальника управления Генпрокуратуры по УрФО Владимира Дроздецкого на просьбу о личном приеме у заместителя Юрия Чайки говорится: «Заместители генерального прокурора РФ принимают граждан по вопросам, относящимся непосредственно к их компетенции при наличии ответа за подписью начальника главного управления, управления или отдела».
Таким образом, все решения возвращаются обратно на региональный уровень — к прокурору Герасименко. А именно он, по данным источников PASMI, обеспечивал прикрытие не только «инвестиций» бывшего главы ЯНАО в свои резиденции, но и его сомнительные схемы в сфере энергетики и ЖКХ. Есть также множество свидетельств личных взаимоотношений экс-губернатора и прокурора, в частности, они не раз летали вместе на охоту и рыбалку.
Но как бы то ни было, суд все-таки сумел занять позицию, отличную от мнения всесильного прокурора ЯНАО. Кстати, по данным источников ПАСМИ, Александр Герасименко вскоре покинет должность главы надзорного ведомства региона: в Кремле готовят указ о его назначении на пост главы транспортной прокуратуры Уральского федерального округа. Против этого кадрового решения выступали представители ФСБ — как Тюменского управления, так и центрального аппарата. Они настаивали на том, чтобы Герасименко был уволен со своего поста и лишен статуса прокурора.
Параллельно ямальские следователи проводят проверку по заявлению местного бизнесмена о признаках в действиях главы надзорного органа ЯНАО преступления, предусмотренного статьей 169 УК РФ — воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.
В поисках инноваций
Тем временем, Виктор Гузь направил в следственное управление региона заявление с просьбой отреагировать на решение апелляционной инстанции прокуратуру ЯНАО и зафиксировать его сообщение о преступлении. Еще одно заявление — с просьбой принять меры прокурорского реагирования — направлено в ведомство Александра Герасименко.
Активист также просит следователей и прокуроров дать оценку представителю надзорного ведомства в суде, «настоявшего на приобщении сфальсифицированного постановления полиции», а также его руководителя.
Кроме того, в заявлении содержатся просьба «рассмотреть на предмет коррупционной составляющей» действия руководителей СУ СКР и прокуратуры региона, а также руководства ОМВД по Салехарду и судей Салехардского городского суда, «вынесших незаконные постановления в интересах перечисленных фигурантов».
Но главное предложение Виктора Гузя — создать рабочую группу по проверке «фактов создания якобы инновационных зданий сооружений и изделий, а также оказания инновационных услуг на вип-туристической базе отдыха „Варчаты“».
По замыслу активиста, в эту группу должны войти не только следователи, которые будут непосредственно заниматься проверкой изложенных в заявлении о преступлении фактов. Фиксировать итоги их работы будут призваны представители прокуратуры и Счетной палаты ЯНАО, регионального управления Минюста, правительства региона, фонда «Ямал» и журналисты. Только таким путем можно выяснить, на что все-таки потрачены почти 420 млн рублей, которые получила компания «АСВТехСтрой», считает Виктор Гузь.