В Петербурге отправлен под домашний арест мелкий предприниматель Роман Каныгин. По версии следствия, он вмешался в расследование московского дела о хищениях в компании «Воентелеком», предложив услуги по освобождению руководителя. Каныгина задержали при получении требуемой суммы. Инициатором оперативного эксперимента в ущерб судьбе своего сына стал именитый профессор Евгений Давыдов.
Сын профессора Александр Давыдов был арестован в Москве 26 декабря 2017 года. Ему предъявили обвинение в хищении 460 млн рублей при поставке «Воентелекомом» оборудования своему владельцу - Минобороны.
Дело «Воентелекома» расследует главное военное следственное управление СКР. Оперативное сопровождение осуществляет ФСБ.
Давыдов – выходец из Петербурга, потомственный управленец. Его отец Евгений Борисович основал НИИ «Масштаб», который специализируется на системах связи специального и двойного назначения. Предприятие имеет лицензии ФСБ на работу со сведениями, составляющими гостайну, и на оказание услуг по защите гостайны.
В 2008 году Давыдов-старший передал 27-летнему сыну пост директора «Масштаба». Карьера молодого человека пошла в гору. В 2013-м его назначили главой «Воентелекома» – компании с выручкой в миллиарды рублей и стабильными госконтрактами. Собственно, в исполнении этих контрактов следствие и увидело мошенничество.
Евгений Давыдов оставался в «Масштабе» на должности первого замгендиректора. Арест сына дался ему тяжело, прежде всего репутационно. Евгений Борисович известен как конструктор действующей межгосударственной системы засекреченной связи «Исток», указано на сайте «Масштаба». За ее создание в 1987 году Давыдов-старший удостоился звания «Лауреат Ленинской премии». Под его же руководством в Космические войска внедрили систему обмена данными «Простор». Летом 2017 года Давыдова с 80-летем поздравили министр обороны Шойгу, министр промышленности Мантуров, зампред правительства Рогозин, генеральный конструктор систем вооружения генерал армии Старовойтов, начальники научного-технического и шифровального управлений ФСО Малышев и Шмытков.
Вряд ли с этим списком поздравлений был знаком 37-летний предприниматель Роман Каныгин, зарабатывающий отделкой квартир и поставкой полуфабрикатов. Зато он знал семью Давыдовых. К весне 2018-го, когда младшему в Москве был продлен арест, Каныгин подыскал выходы на старшего. За миллион евро пообещал, как считает следствие, похлопотать за изменение меры пресечения на домашний арест с перспективой полного прекращения дела о 460 млн. Свое предложение он довел через начальника юридического отдела «Масштаба» Ульяну Малахову, обстоятельно рассказав о надежных связях в среде тех, кто умеет принимать нужные решения.
Евгений Давыдов, безусловно, хотел видеть сына на свободе, и миллион евро – вряд ли неподъемная сумма для него. Годовая выручка «Масштаба» превышает полмиллиарда. Но профессор предпочел иное. Круг знакомств позволял парой звонков избежать бюрократии, за Каныгиным были приставлены сотрудники ФСБ. Они подготовили муляж купюр, проинструктировали Малахову и отправили ее 19 апреля на встречу в ресторан «Лесной». Назначенную дату, вероятно, Каныгин приурочил к рассмотрению 24 апреля апелляционной жалобы на арест Давыдова-младшего в Мосгорсуде.
Бизнесмена после получения мнимых денег задержали, уголовное дело по покушению на мошенничество возбудили 3 мая, на следующий день СК предъявил ему обвинение и привез в Выборгский райсуд.
«Обвиняемому избрана мера пресечения в виде домашнего ареста до 3 июля 2018 года», – уточнили 7 мая в объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга.
Каныгин вину признал и раскаялся.
Мосгорсуд 24 апреля оставил стражу Давыдову-младшему в силе.