Мосгорсуд отказался освободить из-под стражи администратора телеграмм-канала «Новый век» Александра Гусова, обвиняемого в вымогательстве около 11,5 млн рублей у создателя компании Yota, бизнесмена Альберта Авдоляна. На заседании выяснилось, что претензии у бизнесмена, касающиеся публикаций о нем, возникли еще несколько лет назад. Однако заявление он написал только в начале 2023 года.
Поддержать арестованного в Мосгорсуд приехала жена и несколько друзей. Самого фигуранта на процесс не доставили, — он участвовал в слушании по видеоконференцсвязи из СИЗО № 7. 39-летний Гусов сообщил, что является гендиректором ООО «Развитие», на это юрлицо зарегистрирована электронная газета «Век». У него трое несовершеннолетних детей: 12-ти, 11-ти и трех лет.
Его четверо адвокатов просили отменить решение Тверского суда столицы, который 3 февраля по ходатайству Главного следственного управления столичной полиции санкционировал арест их подзащитного до 2 апреля. Тогда источник Business FM сообщал, что заявителем по делу стал бизнесмен Альберт Авдолян. В Мосгорсуде эта информация нашла подтверждение.
Потерпевший, по данным МВД, сообщил, что некие люди на протяжении нескольких лет вымогали у него деньги, угрожая в противном случае публиковать вымышленную и порочащую его деловую репутацию информацию. Всего он лишился около 12 млн рублей.
Общение через «доверенное лицо»
Как стало известно Business FM, заявление в полицию Авдолян написал только 31 января 2023 года. В нем он указал, что на протяжении 2019 года и по настоящее время в различных интернет-ресурсах и телеграмм-каналах, в том числе «Новый век», неизвестные ему лица размещали «заведомо ложную», не соответствующую действительности, порочащую его и его родных и близких информацию. За ее удаление и дальнейшее нераспространение они требовали деньги.
По сведениям Baza, посредником в переговорах с журналистами стал Алексей Щеглов, выступивший как доверенное лицо Авдоляна. Последний рассказал следователям, что договорился о блоке на подобные публикации на сайте издания «Век» и в телеграмм-канале «Новый век» в размере 1 млн 50 тысяч рублей за квартал. С 2020 года он регулярно передавал Гусову эти суммы, в общей сложности он отдал 11,5 млн рублей.
На заседании Мосгорсуда сам Александр Гусов заявил, что не был лично знаком с Авдоляном и никогда с ним не общался. «Даже в самом заявлении Авдоляна он пишет, что только предполагает, что какие-то сообщения могут быть распространены. Все его представления обо мне и специфике нашей работы исходят только из информации, которую [ему] предоставлял Алексей Щеглов, который является свидетелем, и это его доверенное лицо», — сказал журналист. Он добавил, что в материалах не указано, с помощью чего он вымогал деньги: «Я никогда не обладал этими данными, и в суде первой инстанции я об этом заявлял».
Его защитники настаивали, что «отношения Гусова и потерпевшего носят гражданско-правовой характер». Впрочем, ни в ходе слушания, ни после адвокаты не пожелали сообщить, в чем они выражались.
Телеграмм-канал Baza публикует версию о том, что «Век» и «Новый век» размещали посты по заданиям доверенного лица Авдоляна на сторонние темы, не связанные с создателем Yota. При этом Гусов ежемесячно получал от Щеглова за это 350 тысяч рублей.
«Формальный подход»
Адвокаты журналиста утверждали, что к рассмотрению ходатайства об аресте суд подошел формально: он не проверил должным образом обоснованность выдвинутого подозрения, а также принял на веру доводы следствия о том, что находясь на свободе, подозреваемый может скрыться или продолжить заниматься преступной деятельностью.
Также, по их мнению, суд не учел, что на иждивении журналиста находятся престарелые родители, трое несовершеннолетних детей и неработающая жена. Защитники просили отменить решение об аресте и избрать Гусову более мягкую меру пресечения: домашний арест, залог или запрет определенных действий.
Впервые информация о задержании Александра Гусова, а также пиарщика Карло Мачавариани появилась информация 25 января. Однако вскоре оба записали видео, сообщив, что у них все в порядке. Мачавариани фигурантом дела так и не стал.
Настаивая на освобождении журналиста из-под стражи, адвокаты Гусова подчеркивали, что до 2 февраля их подзащитный находился на свободе и никуда не скрылся. «Подозрения [в его адрес] основываются лишь на показаниях одного лица, якобы указавшего на Гусова. При этом сам этот свидетель принимал активное участие в передаче денежных средств», — сказал один из его защитников, имея в виду Алексея Щеглова.
Другой обратил внимание суда на то, что после задержания 25 января Гусова и его супругу после проведенных обысков удерживали в ГСУ столичной полиции больше восьми часов, оставив малолетних детей без просмотра.
Кроме того, адвокаты обратили внимание суда на то, что «в заявлении [сам] Авдолян не указывал на Гусова, как на лицо, совершившее преступление». Также они заявили, что обвинение их подзащитному якобы до сих пор не предъявлено.
Впрочем, последнюю информацию опроверг как сам арестованный, сказав, что обвинение ему предъявили в изоляторе временного содержания «или 11-го или 12-го февраля», так и прокурор. Последний высказался за то, чтобы оставить в силе решение об аресте, назвав его обоснованным и мотивированным. По его словам, о причастности к Гусова к инкриминируемому преступлению свидетельствуют показания потерпевшего, свидетелей и данные очной ставки. Представитель прокуратуры добавил, что пока не все соучастники преступной схемы задержаны и установлены, а потому выпускать на свободу фигуранта нельзя.
Суды без потерпевшего
В свою очередь, адвокаты возмутились тем фактом, что потерпевший не проявил интереса ни к аресту их подзащитного, ни к рассмотрению апелляции в Мосгорсуде. Они назвали этот момент показательным. «Хотя бы [увидеть] его представителя, где он? Он вообще уведомлен о дате заседания?» — возмутился один из адвокатов Гусова Алексей Беляев.
Он отметил, что в деле идет речь «о событиях двухлетней давности». «У потерпевшего имелось достаточно возможностей за это время обратиться в правоохранительные органы и сообщить, что у него якобы вымогали средства, — сказал адвокат. — Но просто так указать на человека и без проверки доводов заключить под стражу недопустимо в правовом государстве».
Однако судья Любовь Николенко, взвесив доводы сторон, оставила принятое решение в силе. Адвокаты Гусова покинули суд, не пожелав дать комментарии. За «вымогательство в целях получения имущества в особо крупном размере (п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ) журналисту грозит от семи до 15 лет лишения свободы.
Альберта Авдоляна, журнал Forbes в 2021 году поместил на 115-е место в списке богатейших бизнесменов России. Издание сообщает, что в бизнес-среде он известен как партнер госкорпорации «Ростех». Глава же госкорпорации Сергей Чемезов минувшей осенью был признан потерпевшим по делу трех журналистов Кирилла Суханова, Ариана Романовского (настоящая фамилия Кузьмин) и Тамерлана Бигаева. Их обвиняют в вымогательстве 11 млн рублей у бизнесмена за снятие материалов о нем «блок на негатив» в телеграм-канале «Тушите свет». Сообщалось о принадлежности канала Ксении Собчак. Последняя принесла извинения Сергею Чемезову, у нее прошли обыски, но никакого статуса в деле не получила. Телеведущая 9 февраля 2023 года приезжала на заседание Мосгорсуда, но давать комментариев не стала.