«Геть от Москвы!» – провозгласили в Украинской православной церкви Московского патриархата. Паства восприняла происходящее как «тихий раскол», а целый ряд православных приходов отказались участвовать в авантюре главы УПЦ (МП) Онуфрия (Березовский).
Раскол в УПЦ (МП) назревал давно, еще со времен майдана и воссоединения Крыма с Россией. Итогом компромисса стало оставление Крымской епархии в подчинении Киеву – пожалуй, многие крымчане оказались бы удивлены, узнай, что до недавнего времени они ходили молиться в «украинские церкви». Между тем Онуфрий и его окружение все настойчивее дистанцировались от РПЦ, а конечным водоразделом стало 24 февраля. У Онуфрия стали молиться за победу украинского оружия в «войне с Россией», а патриарха Кирилла перестали поминать в молитвах. Финальную точку поставили в Киеве 27 мая, фактически объявив об автокефалии УПЦ (МП). По сути, единственная на Украине каноническая православная церковь пошла путем раскольника Филарета (Денисенко), главы УПЦ. В свою очередь, не остались безучастными и в Москве: украинского предстоятеля Онуфрия немедленно «вывели за рамки» Синода РПЦ. И в итоге сложилась двусмысленная ситуация. Приходы в Крыму, ДНР и ЛНР, а также на освобожденных территориях Харьковской, Запорожской и Херсонской областей, окормляемые УПЦ (МП), но отказавшиеся поддержать Онуфрия в его авантюре, как бы остались без духовного руководства. Киеву они уже не подчиняются (о чем публично заявили их иерархи), а Москве – пока не подчиняются. Кто же «возьмет над ними шефство» в переходный период?
В Москве, кажется, придумали небанальный ход. Чтобы, с одной стороны, не усугублять православный раскол между российской и канонической украинской церквями, а с другой – осуществлять руководство приходами УПЦ (МП), не разделившими позицию Онуфрия, Синод РПЦ может назначить временно исполняющего обязанности «обер-прокурора». Как бы нейтральную фигуру, при этом достаточно могущественную и обличенную доверием как церкви, так и российской власти (с учетом продолжающейся на Украине спецоперации). Не исключено, что этим самым обер-прокурором станет миллиардер и основатель Русского афонского общества, предприниматель Константин Голощапов, по слухам, как раз получающий сан священнослужителя и передающий свои активы под управление некоего православного фонда (как об этом судачит пресса). На самом деле назначение обер-прокурора, курирующего отпочковывающиеся приходы УПЦ (МП), может спасти ситуацию от усугубления раскола, ведь РПЦ (МП), с одной стороны, как бы дистанцируется от происходящих процессов, но с другой – удерживает ситуацию под контролем. Еще одна очевидная польза – так или иначе начнет решаться проблема, которую в РПЦ и УПЦ (МП) не могли разрешить последние восемь лет, – подконтрольность приходов в Крыму и в донбасских республиках. Возможно, в дальнейшем обер-прокурор Синода будет иметь возможность «навести мосты» между иерархами, поддержавшими Онуфрия, и теми, кто его не поддержал (настоятель Киево-Печерской лавры митрополит Павел, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Иларион – управляющий Донецкой епархией и пр.).
Стоит напомнить в этой связи, что светские (во всяком случае, формально) обер-прокуроры Святейшего синода фактически руководили Русской Православной Церковью со времен императора Петра I и до главы ВЦИК Ульянова-Ленина, то есть с 1722 года и до октября 1917-го. Власть Патриарха всея Руси была восстановлена при большевиках, 18 ноября 1917 года. Возникают некие аллюзии – а не случится ли так, что украинские епархии УПЦ (МП) на освобожденных территориях могут «зависнуть» в подчинении обер-прокурора? Эксперты убеждают, что это невозможно. Просто «отпавшие» от УПЦ (МП), вставшей на путь раскола, епархии будут переходить в лоно РПЦ. У которой имеется положительный опыт церковных слияний (пример – присоединение Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции к Московскому патриархату в 2019 году).