Микаил Шишханов должен банкирам триллион за себя и за дядю

Источник
Совокупный долг компаний, связанных с Михаилом Гуцериевым и его родственниками, а также его племянником Микаилом Шишхановым, достиг почти триллиона рублей, это 1% активов банковской системы, утверждают два источника Forbes. Крупнейшие кредиторы — «Траст» и Сбербанк
Банк плохих активов, также известный как «Траст», подсчитал долги Михаила Гуцериева перед банками. Гуцериев и его семья должны банкам примерно триллион рублей, или $15 млрд по текущему курсу ЦБ, рассказал Forbes источник, близкий к «ФК Открытие», и подтвердил источник, близкий к «Трасту».

Собеседник, близкий к Сбербанк у, говорит, что Гуцериев не раскрывает долги связанных с ним и с его родственниками компаний даже крупнейшим кредиторам.

Расчеты «Траста» совпадают с той информацией, что есть в публичном поле. Сбербанк у семья Гуцериева должна $5 млрд (325 млрд рублей по текущему курсу). Reuters сообщал о долге в 320 млрд рублей перед «Трастом», но источник в окружении Гуцериева говорит, что это задолженность его племянника Шишханова. Кроме того, компания «Русснефть», подконтрольная семье, должна ВТБ 77 млрд рублей. РБК со ссылкой на материалы суда также сообщал о том, что купленный Гуцериевым Афипский НПЗ должен Сбербанк у более 170 млрд рублей. Кроме того, 7 октября Сбербанк одобрил группе «Сафмар» Михаила Гуцериева предоставление кредита на сумму более $1 млрд для модернизации Афипского НПЗ. Итого, сумма упомянутых в открытых источниках долгов вплотную приближается к 1 трлн рублей — 970 млрд рублей. Структуры Гуцериева должны еще нескольким банкам, но там кредиты значительно меньше и не превышают 10 млрд рублей в каждом. Источник в окружении Гуцериева говорит, что бизнесмен не признает за собой и долг Афипского НПЗ.

В 2015 году Forbes оценивал совокупные долги семьи в $8 млрд. Таким образом, за три года долги структур Гуцериевых могли вырасти почти в два раза, теперь их объем может составлять 1% от активов всей банковской системы.

Что это за долги?

Результат санации

Значительная часть обязательств семьи Гуцериевых — это долг перед банком «Траст», который появился в результате санации Бинбанка и Рост Банка. Окончательно он сформировался, вероятно, в результате анализа активов, перешедших от Бинбанка и «Роста», полагает старший директор банковской аналитической группы Fitch Ratings Александр Данилов.

Агентство Reuters со ссылкой на собственные источники в начале октября сообщило, что Гуцериев договаривается об урегулировании задолженности в 140 млрд рублей, общий же долг связанных с миллиардером компаний перед «Трастом» источник агентства оценил в 320 млрд рублей. Часть этого долга — рыночные кредиты «Траста» компаниям Гуцериева, а часть — то, что группа должна заплатить по судебным решениям в пользу «Траста», сказал Forbes источник, близкий к группе «Сафмар» семьи Гуцериевых. В июне «Траст» отсудил 255 млрд рублей, признав через Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы недействительными две сделки по докапитализации «Рост Капитала» и «Рост Инвестиции».

В конце 2017 года Гуцериев и Шишханов пытались закрыть «дыру» в капитале отправленных на санацию банков и для этого передали Бинбанку и Рост Банку часть своих активов, в том числе акции «Интеко», «А101» и 25% привилегированных акций «Русснефти». А в 2018 году «Траст» оказался еще и владельцем 25% акций «Славкалия», группа «Сафмар» семьи Гуцериевых при этом сохранила право обратного выкупа актива. Представитель Гуцериева говорил ранее РБК, что пакет компании был на балансе Рост Банка и перешел к «Трасту» в результате санации.

Но полностью «дыру» закрыть не удалось. Стоимость активов Гуцериева и Шишханова при передаче на баланс «Траста» была завышена в разы, говорил в декабре 2018 года глава «ФК Открытие» Михаил Задорнов.

Гуцериев не признает долг перед «Трастом» как свой. «К долгу 320 млрд рублей перед банком «Траст», о котором писал Reuters, Михаил Гуцериев никакого отношения не имеет. Он не был акционером ни «Рост Капитала», ни «Рост Инвестиций». Акционером этих компаний был Рост Банк, которым единолично владел Микаил Шишханов. Именно Шишханов занимается урегулированием задолженности перед банком «Траст», — сказал Forbes источник, близкий к Гуцериеву. По его словам, миллиардер, хоть и является третьим лицом в судебном разбирательстве с «Трастом», никогда ни в суде, ни в следственном комитете не был, ни с кем никаких переговоров на тему долгов перед «Трастом» не вел. Его представителей на заседаниях суда тоже никогда не было. «Кредиты, которые группа «Сафмар» брала на развитие холдинга, проценты и тело долга обслуживаются и гасятся своевременно», — говорит источник, близкий к миллиардеру.

Пресс-службы «Траста» и «Сафмар» отказались от комментариев. Получить комментарий Шишханова Forbes не удалось: телефон предпринимателя в последние дни был недоступен.

Долг перед Сбербанк ом

Крупнейший кредитор семьи Гуцериевых — Сбербанк , говорит один из собеседников Forbes. В 2015 году, по данным Forbes, долг составлял $5 млрд. Источник, близкий к Гуцериеву, подтверждает, что самую крупную сумму, около $5 млрд, компании группы «Сафмар» сегодня должны Сбербанк у.

Кроме того, в апреле 2019 года «Сафмар» выкупил Афипский НПЗ, который, как писало РБК со ссылкой на документы суда, должен Сбербанк у более 170 млрд рублей — у завода два крупных кредитных договора на 69 млрд рублей и $1,65 млрд. Гуцериев договорился о реструктуризации этого долга, а в октябре банк одобрил кредит в $1 млрд на модернизацию предприятия.

Впрочем, источник, близкий к Гуцериеву, настаивает на том, что «крупный кредит в размере 120 млрд рублей», который бывший собственник Афипского НПЗ Владимир Коган брал в Сбербанк е, пока остается долгом его компании «Нефтегазиндустрия», а не НПЗ, который теперь принадлежит Гуцериеву. По этому долгу ведутся переговоры, добавляет собеседник Forbes. «Новый кредит Сбербанк а в размере $1 млрд на модернизацию Афипского НПЗ одобрен банком, но пока не получен — по условиям, на которых он будет выдан, все еще ведутся переговоры», — говорит источник. Представитель наследников Когана и Сбербанк отказались от комментариев.

Собеседник Forbes, близкий к Афипскому НПЗ, отмечает, что на момент сделки с Гуцериевым завод был серьезно обременен долгами, связанными с бизнесом Когана. Точную цифру он не называет, но не исключает, что Гуцериев вполне мог отказаться отвечать по долгам НПЗ, не связанным с модернизацией предприятия. Другой источник, участвовавший в модернизации НПЗ, оценивает затраты на нее в 35-40 млрд рублей.

Другие кредиторы

Другим кредиторам, в том числе Промсвязьбанк у, семья Гуцериевых должна значительно меньше — долги исчисляются десятками миллиардов рублей, некоторые банки эти долги урегулировали, сказал собеседник Forbes, близкий к «Трасту». Например, в 2016 году компания «Русснефть» взяла кредит у Банка ВТБ на 115 млрд рублей, сейчас задолженность компании составляет 77 млрд рублей, следует из отчетности «Русснефти». По этому кредиту, сказано в отчетности, заложены обыкновенные акции нефтяной компании.

Насколько опасен такой долг?

Собеседник Forbes, близкий к ЦБ, говорит, что триллион долга Гуцериева и семьи «никого не пугает». Он назвал ситуацию нестрашной и возникшей не вчера, все кредиты зарезервированы, а у Гуцериева — работающие активы. «Сам по себе долг в 1 трлн рублей ничего не говорит. Надо понимать, каким структурам эти кредиты выданы, генерят ли они денежный поток, чтобы его обслуживать, какие залоги предоставлены и какова их стоимость», — согласен Данилов из Fitch.

Бинбанк — единственный банк, к экс-менеджерам которого не были поданы многомиллиардные иски. Новый менеджмент Промсвязьбанк а с декабря 2018 года требует в суде от Дмитрия и Алексея Ананьева, а также остальных топ-менеджеров банка возмещения 280 млрд рублей, потраченных на оздоровление банка. В июле 2019 года появились иски на 290 млрд рублей к бывшим топ-менеджерам «ФК Открытие». Как говорит собеседник Forbes, соглашение по выплате долга в 140 млрд рублей включает в себя договоренность не предъявлять никаких крупных исков Бинбанку, кроме тех, которые уже существуют.

В рейтинге богатейших семей Forbes 2019, который был опубликован в сентябрьском номере, семья Гуцериевых заняла первое место с общим состоянием $5,65 млрд. Из них $3,8 млрд пришлось на Михаила Гуцериева. При расчете состояния долги компаний группы «Сафмар» по банковским кредитам были учтены. Микаил Шишханов последний раз входил в список Forbes в 2017 году с состоянием $2,3 млрд. Он передал практически все свои активы Бинбанку и Рост Банку, которые теперь принадлежат «Трасту». Спорный долг в размере 255 млрд рублей, который, в соответствии с решениями суда, возник перед банком «Траст» в результате вывода активов из дочерних компаний Рост Банка в расчетах не учитывался. Также не учитывались и сами выведенные активы.
Персоны Компании
Преступные кредиты Виталия Вавилина
Как стало известно “Ъ”, завершено расследование дела в отношении бывшего президента банка «Глобэкс» Виталия Вавилина, который обвиняется в растрате €12,1 млн. По версии Следственного комитета России (СКР), банкир в 2015 году выдал два заведомо невозвратных кредита компаниям, принадлежавшим на тот момент бывшему совладельцу Промсвязьбанка Алексею Ананьеву и его жене Людмиле Ананьевой. Следствие охарактеризовало преступление как «хищение денежных средств у государства», поскольку банком на момент предполагаемого преступления владел ВЭБ. Виталий Вавилин и его защита настаивают, что ущерб «Глобэксу» причинен не был. Тем временем Басманный суд столицы продлил до 13 ноября срок ареста банкиру.
Майкл Калви объяснил, чем силовикам не понравилась его сделка
Основатель инвестфонда Baring Vostok Майкл Калви, выступая 8 октября в Басманном суде, рассказал новые подробности сделки, из-за которой его, четырех сотрудников фонда и предправления банка «Восточный» арестовали в феврале. Банк «Восточный», на тот момент подконтрольный Baring Vostok, принял пакет акций люксембургской компании IFTG в качестве отступных по кредиту на 2,5 млрд руб., который был выдан Первому коллекторскому бюро (ПКБ), также принадлежащему фонду. Миноритарный (4,82%) акционер «Восточного» Шерзод Юсупов счел замену неравноценной и обратился в ФСБ. Следствие оценило справедливую стоимость пакета в 600 000 руб., и Следственный комитет (СКР) возбудил дело о мошенничестве. Сам же кредит ПКБ был выдан для погашения забалансовых обязательств «Восточного» перед BCS Cyprus: по ним были заложены евробонды банка на 5 млрд руб., объяснил в суде Калви.
Дмитрий Алексеев и Юрий Карпцов дорастили DNS до 790 миллионов долларов
Проведенная в прошлом году реструктуризация сети супермаркетов бытовой и компьютерной техники DNS позволяет дать оценку стоимости компании. Согласно подсчетам Forbes, по итогам 2018 года DNS стоила примерно $790 млн, а ее владельцы стали долларовыми мультимиллионерами
Михаил Гуцериев торгуется с «Трастом» из-за долга в 140 миллиардов рублей
По данным источников Reuters, Гуцериев и представители «Траста» обсуждают урегулирование долга на 140 миллиардов рублей, эта сумма появилась в результате санации Бинбанка и Рост Банка.
Трамплин для бизнеса экс-депутата Бекхана Агаева
​​​​​​​Бизнес-империя известных предпринимателей и политиков Агаевых расширяется за счет новых проектов. Какую роль в этом играют депутатский статус и их связи в политическом истеблишменте?
Metro начинает ходить с пробками
Немецкая Metro Сash & Carry в 2018-м снизила выручку на 6,1% и за два года сместилась в рейтинге крупнейших иностранных компаний, работающих в России, со 2-го на 9-е место. Во многом это объясняется тем, что не лучшие времена переживает сам формат гипермаркетов
Михаилу Гуцериеву снится небо Лондона
Все крупные бизнес-партнеры олигарха Михаила Гуцериева в опале, а он еще на свободе.
Бизнес за решеткой: самые дорогие уголовные дела России
Рейтинг самых крупных уголовных дел в российском бизнесе.
Их звали «Наталья Анатольевна»
Как депутат Госдумы пользуется имуществом своей бывшей жены, которая сразу после развода купила особняк на Рублевке по соседству с главой Росгвардии Золотовым
Перебежчик в США из банковской мафии ФСБ РФ
Кто делал минский транзит для Михаила Гуцериева – большого друга Александра Лукашенко
Нездоровые настроения на "Здоровой ферме" - что не нравится полиции в бывшей фирме госдепа Олега Колесникова
На ГК "Здоровая ферма" обрушилось уголовное дело. Бывший владелец компании депутат Госдумы Олег Колесников мог "поспособствовать" выводу более 400 млн рублей?
Герман Греф и Михаил Гуцериев сообразили на двоих
Пока кредиторы Антипинского НПЗ пытаются оспорить решения Сбербанка по управлению предприятием, его уже успешно поделили между собой Герман Греф и Михаил Гуцериев?
Суд заочно арестовал экс-совладельца Промсвязьбанка
Бывшего совладельца Промсвязьбанка Алексея Ананьева заочно арестовали. Экс-банкира и бывшего участника списка Forbes, как и его брата Дмитрия, обвиняют в преступлениях более чем на 100 млрд рублей. Бизнесмен объявлен в международный розыск
СК возбудил дело против экс-совладельца Промсвязьбанка Алексея Ананьева
Экс-совладелец Промсвязьбанка Алексей Ананьев стал фигурантом уголовного дела, узнал РБК. Следственный комитет инкриминирует ему особо крупную растрату. У ПСБ рекордные претензии к бывшим собственникам.
Михаил Гуцериев пошел другим путем, с деньгами и акциями
Михаилу Гуцериеву прощается все. И «вывод денег» из НПФ, и манипуляции с акциями банка «Открытие». Кто может стоять за «одиозным» бизнесменом?
Как 35-летний финансист заработал $500 млн и стал партнером миллиардера
История Николая Каторжнова, который заработал 500 млн Вадиму Беляеву и стал партнером миллиардера Романа Авдеева. Как ему это удалось?
Наследники Владимира Когана оформляют контроль над «Уралсибом»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) 29 августа получила ходатайство об одобрении сделки по приобретению права определять условия работы банка «Уралсиб» на основании договора доверительного управления, говорится в материалах службы. Договор распространяется на 81,81% акций «Уралсиба». Кто подал ходатайство, не уточняется, ФАС должна рассмотреть его в течение 30 дней.
Кипрские офшоры Бориса Минца расплатились с Гордеевым пенсией
РБК узнал детали спора между структурами Бориса Минца, контролировавшего крупнейшие НПФ, и основного владельца ПИК Сергея Гордеева. Офшор Минца взял в долг 2,8 миллиарда рублей, при переговорах о возврате обсуждалось использование денег НПФ.