Как выяснили «Известия», кинодеятель, защитник авторских прав и предприниматель Никита Михалков создал благотворительный фонд социальной поддержки и содействия культурно-нравственному развитию общества «12». По данным единого госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), режиссер является единственным учредителем фонда, названного в честь одного из фильмов Михалкова. По словам консультанта Михалкова, он тратит 10% своих доходов на благотворительность.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основная специализация фонда — финансовое посредничество, дополнительные — издание книг, журналов и периодических публикаций, деятельность в области искусства, деятельность в постановке театральных и оперных представлений, предоставление социальных услуг без обеспечения проживания.
Как рассказала «Известиям» финансовый советник Никиты Михалкова и гендиректор фонда «12» Юлия Станкунас (по совместительству директор по работе с клиентами в Банке ВТБ24, до того работала в различных банках), новая организация нужна, чтобы оптимизировать благотворительную и меценатскую деятельность режиссера и уберечь его от мошенников.
— Я с 1998 года работаю с Никитой Сергеевичем по финансовым вопросам. Он много лет занимался благотворительностью, но просто давал деньги из своего кармана, отвечал на любые письма и просьбы от нуждающихся в помощи, — говорит Станкунас. — Однако в последнее время участились случаи, когда добротой Михалкова пользовались в корыстных целях, а выданные им деньги тратились отнюдь не на благие дела. Ему посоветовали организовать фонд: так проще проверять, куда и зачем направляются средства. К тому же прежде он сам отвечал на все письма просящих о помощи — теперь сотрудники фонда, это я и еще одна сотрудница, проверяют достоверность этих сообщений и связываются с авторами.
Она отметила, что у Никиты Михалкова есть традиция: не менее 10% от своих доходов, дивидендов тратить на благотворительность. Режиссер это не афиширует, но тем не менее письма приходят довольно часто.
— За эту неделю, например, пришло уже три письма, — отмечает собеседница «Известий». — Помощь оказывается не только тем, кто просит денег на лечение, или детским домам, но и тем, кто хочет, чтобы режиссер помог издать книгу или поставить спектакль. Оттого столь широкий спектр деятельности организации.
Привлекать к деятельности фонда других меценатов режиссер не планирует, но надеется, что посредством своей НКО ему станет проще взаимодействовать с другими фондами, передавать им своих подопечных, к примеру если потребуется более дорогостоящая помощь в лечении.
— Попечительскому совету проще отделить реальные просьбы от посланий мошенников. Например, у нас просят инвалидную коляску, называют модель, цену. Мы находим такую же, но дешевле, в другом магазине и предлагаем ее — а люди исчезают. Были даже обращения якобы представителей Русской Православной Церкви. Никита Сергеевич направил средства на покупку телевизора для детского дома при одном из монастырей, а через год пришла та же самая просьба, — говорит Станкунас. Она не исключает, что не просто мошенники, далекие от РПЦ, а недобросовестные игумены или послушники могли воспользоваться милосердием Никиты Михалкова.
Например, сейчас на повестке дня у фонда «12» изучение и подтверждение информации просьбы некой Лидии Родиной, которая просит €900 и сообщает, что она оперная певица, гражданка России и не может вернуться домой из Сербии. Также рассматривается заявка на материальную поддержку издания книги детских стихов.
— Нам необходимо проверить достоверность информации от Лидии Родиной и подтвердить, что она гражданка России. И, конечно, показать материал книги экспертам: нужно, чтобы они подтвердили, что стихи не содержат информации, вредящей детям, — рассказывает глава фонда «12».
Сотрудничество благотворительного проекта и ресторанной сети «Едим дома!», которую Никита Михалков создает совместно со своим братом Андреем Михалковым-Кончаловским и его женой Юлией Высоцкой, по мнению экспертов, могло бы создать российский аналог Фонда Роналда Макдоналда. Это благотворительный проект сети ресторанов «Макдоналдс», конкуренцию с которыми обещает семейная сеть Михалковых-Кончаловских, который специализируется на помощи больным детям. Юлия Станкунас говорит, что подобное сотрудничество «Едим дома!» и «12» возможно, но об этом пока рано говорить. По ее словам, ресторанами будут непосредственно заниматься Кончаловский и Высоцкая, а Никита Михалков лишь взял на себя обязанность представить проект на высоком уровне.
— Все, что говорят и пишут про деньги из бюджета на проект, — это ерунда. Все средства будут получены в виде кредитов от банков, — подчеркивает Станкунас. По ее словам, в проекте была указана его общая стоимость (971,8 млн рублей), но никто не просил этих денег из бюджета. Одобрение президента и правительства требовалось получить для самой идеи сети ресторанов, связанной с переработкой продукции местных фермеров в каждом регионе, а необходимо было выяснить, полезны ли будут такие рестораны в рамках оказания услуг госсектору и бюджетным организациям.
Учреждение благотворительных фондов известными людьми стало частым явлением. Так, успешно работают организации, созданные актерами Константином Хабенским (Фонд Константина Хабенского) и Чулпан Хаматовой (фонд «Подари жизнь»), моделью Натальей Водяновой (фонд «Обнаженные сердца»), не так давно учрежден, как выяснили «Известия», Фонд поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова. Как рассказала директор по развитию Фонда Хабенского Анна Сысоева, в их организации вопрос целевой поддержки решен очень просто: родители больного ребенка, которому нужна помощь, не получают денежных средств, физическим лицам не делают переводов.
— Деньги направляются на оплату конкретной медицинской процедуры в конкретное медицинское учреждение, если случай соответствует нашей уставной деятельности (Фонд Константина Хабенского оказывает помощь детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга. — «Известия»), — отметила Сысоева. — Имя основателя организации играет большую роль. Не столько для корпоративных благотворителей, сколько для частных. У нас люди доверяют звездам. Выбор создавать или не создавать фонд зависит от того, готов ли человек просто жертвовать средства или же он чувствует в себе силы собрать команду, отчитываться за собранные средства и заниматься системным решением какой-либо проблемы.
Партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Вячеслав Ушкалов считает, что создание и содержание фонда только для того, чтобы распределять пожертвования одного благотворителя — это довольно затратный процесс. Он не отрицает, что юридически это правильно решение, но теперь Михалков как благотворитель должен будет готовить полную отчетность и соблюдать законы об НКО и «О благотворительной деятельности». По словам Ушкалова, благотворительные фонды не платят налогов на прибыль с тех сумм, которые получают, если расходуют их целевым образом.
Александр Еременко, управляющий директор компании BrandLab, считает, что сеть ресторанов, по тому же опыту «Макдоналдса», дает благотворительной организации возможность широкого сбора средств (в 2014 году Фонд Роналда Макдоналда собрал 68,55 млн рублей). На формировании позитивного образа ресторана у клиента обычно наличие подобного фонда не влияет.
В начале апреля 2015 года режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский заявили о намерении создать общероссийскую сеть быстрого питания «Едим дома!». Кинематографисты направили письмо президенту РФ Владимиру Путину
с просьбой поддержать проект, однако, по словам Кончаловского, финансовой помощи от государства режиссеры не просили. Кинематографисты планируют построить две фабрики-кухни, 41 кафе и 91 точку продажи готовой продукции в Центральном регионе. Проект поддержал экс-мэр Москвы Юрий Лужков и предложил поставлять для «Едим дома!» экологически чистые гречку и баранину.
Что касается текущих доходов режиссера, то из его активов можно выделить ООО «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» — в 2013 году компания зафиксировала чистую прибыль в размере 65,3 млн рублей при выручке 1,17 млрд рублей (данные базы СПАРК).