Михаилов Абазов даст себя порезать

Источник
Басманный суд Москвы вновь продлил арест Михаилу Абызову — теперь он пробудет под стражей как минимум до конца января 2020 года. На судебном заседании Абызов пожаловался, что не понимает сути предъявленных обвинений, а также рассказал, что его несовершеннолетнему сыну пришлось уехать в США.
Басманный суд Москвы в четверг продлил на три месяца арест бывшему министру по делам открытого правительства Михаилу Абызову, передает корреспондент Forbes из зала суда.

Абызов обвиняется в создании преступного сообщества, особо крупном мошенничестве, незаконном участии в предпринимательской деятельности и легализации средств (ст. 210, 159, 289 и 174.1 Уголовного кодекса). В суде следователь настаивал, что сейчас расследование дела продолжается и буквально недавно Абызову были предъявлены новые обвинения (в августе и сентябре экс-министру инкриминировали незаконное предпринимательство и легализацию — прим.Forbes), поэтому «закончить расследование не представляется возможным».

Оказавшись на свободе, по мнению обвинения, бывший министр обязательно попытается воспользоваться своими связями и окажет давление на свидетелей, будет препятствовать ходу расследования или попытается сбежать.

У Абызова есть две визы – Шенген и виза США, а также есть имущество в Италии, рассказывал следователь. Его поддерживала прокурор и просила оставить Абызова в СИЗО до 25 января.

Сторона защиты представила суду традиционную пачку документов с поручительствами от бизнесменов и деятелей культуры (среди поручителей - Роман Троценко и Чуплан Хаматова), а также документы о собственности на дом в Барвихе, где бывший министр мог бы находиться под домашним арестом.

Выступая в клетке за подсудимых, Абызов сначала извинился за то, что его адвокаты говорили несколько часов. «Ваша честь, мы здесь находимся для рассмотрения вопроса в правовой плоскости, моральной и этической», — выступал Абызов. Он напомнил, что следствие просит продлить его арест до девяти месяцев.

«Вы меня хоть режьте, хоть убивайте, я не понимаю суть предъявленных мне обвинений. Я не понимаю сути происходящего. Ну объясните мне, как гражданину, в чем меня обвиняют, в каком месте, в какое время что я совершил?» — говорил Абызов. Он настаивал, что с частью фигурантов дела, например, с Галиной Фрайденберг, он вообще не знаком. «С ней мы познакомились во время одного из продлений в этом стеклянном офисе», — показывал на свою клетку для подсудимых Абызов.

«Я семь лет работал на госслужбе. 27 лет занимаюсь предпринимательской деятельностью, был советником президента и имею награды. И вот теперь я прошу нормальной работы суда, — говорил Абызов. – Я уже семь месяцев нахожусь в «Лефортово» с людьми, которых обвиняют в терроризме. Разве это нормально?».

Экс-министр пожаловался, что следователи не дают ему свиданий с родственниками – даже с гражданской супругой. Все, что ему позволили – это один раз сделать один звонок. Абызов рассказывал, что давление коснулось и его детей. «Моего среднего сына могли забрать органы опеки и он вынужден был уехать в США. Все мои активы арестованы, и я не могу выплачивать алименты моей жене, у которой на иждивении двое детей», — говорил Абызов.

Он настаивал, что не собирается скрываться от суда и следствия, и поэтому нет никаких оснований оставлять его в СИЗО. «Давайте вместе решим, что такое хорошо и что такое плохо. И в чем будет зло, если я не буду находиться с террористами в «Лефортово», а буду дома!»: — заключил Абызов.

Михаил Абызов был арестован в конце марта 2019 года. По версии следствия, в марте 2013 года подконтрольная Абызову компания «Сибэнергострой» продала кипрскому офшору Blacksiris Trading Limited (также подконтрольному экс-министру) четыре энергоактива — АСС, ПРиС, ПЭСК и РЭМиС. Сумма сделки составила 186 млн рублей. Но уже в декабре 2013 года Blacksiris продала эти структуры обратно — компаниям СИБЭКО и РЭС, входившим в холдинг Абызова – уже за 4 млрд рублей. Сумма сделки, по версии следствия, была завышенной.

В результате следователи считают, что пострадали миноритарии СИБЭКО и РЭС: граждане Рубцов и Акопян, а также ФГУП «Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт». Процессуальный статус потерпевшего, при этом – только у «Алмазювелирэкспорта».

Последние обвинения в адрес Абызова, в незаконном предпнимательстве и отмывании денег, касаются следок 2018 года – продажи акций СИБЭКО компаниям АО «Кузбассэнерго» и АО «ХРСК» за 32 млрд рублей. Эти деньги следствие считает полученными преступным путем и впоследствии легализованными. Все дела против Абызова сейчас соединены в одно производство.

Помимо Абызова, в уголовном деле фигурируют экс-гендиректор группы RU-COM Николай Степанов, бывший гендиректор компании «Сибэнергострой» Галина Фрайденберг, зампред совета директоров «РЭС» и заместитель гендиректора RU-COM Максим Русаков, экс-гендиректор «РЭС» Сергей Ильичев и экс-гендиректор «СИБЭКО» Александр Пелипасов. Все они находятся под стражей.

Михаил Абызов

Должность в РАО «ЕЭС России»: начальник департамента инвестполитики, заместитель председателя правления (курировал борьбу с неплатежами)

«Я пришел в РАО состоявшимся бизнесменом и состоятельным человеком», — вспоминал Абызов. К моменту, когда Чубайс возглавил РАО «ЕЭС России» и позвал туда Абызова, последнему принадлежали «Новосибирскэнерго», пакеты «Новосибирскнефтепродукта» и «Новосибирскавтодора». Когда Абызову поручили курировать в компании борьбу с неплатежами и долгами, реальные платежи за электричество составляли 8%, за остальное либо не платили, либо рассчитывались «зачетами». Абызов «был очень жесток с неплательщиками, чуть задержали оплату — отключал», — вспоминал бывший член совета директоров РАО Виктор Кудрявый. Подобная политика скоро дала свои плоды — удалось, по словам Абызова, погасить 200 млрд рублей долгов, которые предлагали списать на убытки, а доля оплачиваемого живыми деньгами электричества к 2000 году составила 100%. В 2005-м году Абызов покинул компанию — на тот момент реформа РАО ЕЭС почти завершилась, и Абызов «предпочел уйти из компании прежде, чем его оттуда уволят», — говорил тогда «Ведомостям» его знакомый.

Жизнь после РАО: Абызов стал одним из немногих топ-менеджеров из команды Анатолия Чубайса, у кого карьера после РАО развивалась по восходящей линии. В 2006 году он основал «Группу E4», ставшую одним из ведущих игроков на рынке строительства энергоблоков, а в 2012-м — вошел в состав правительства в статусе «министра без портфеля» — в его компетенцию входило кураторство над так называемым «Открытым правительством». «Значительная часть вопросов, которые мы выносим на заседание правительства, - это и проекты госпрограмм, и законопроекты – предварительно рассматривается экспертным советом, то есть проходит обкатку именно в формате «Открытого правительства»», — объяснял назначение структуры премьер Дмитрий Медведев в 2012 году. Ради работы на госслужбе Абызову пришлось передать все свои активы в доверительное управление. Однако спустя несколько лет политические и бизнес-успехи Абызова пошли на спад. «Группа E4» столкнулась с  финансовыми трудностями в 2014 году, была продана и обанкротилась, а правительственную комиссию по организации деятельности «Открытого правительства» в мае 2018-го упразднили. Меньше чем через год после этого Абызова арестовали по подозрению в организации преступного сообщества и мошенничестве.

Леонид Меламед

Должность в РАО «ЕЭС России»: первый зампред правления 

Меламед был вторым человеком в РАО ЕЭС после Чубайса. Он курировал финансовый блок и исполнял обязанности главы компании в отсутствие Чубайса. В 2004-м покинул РАО. Чубайс называл вклад Меламеда в реформирование РАО ЕЭС уникальным.

Жизнь после РАО: После ухода из энергетического холдинга Меламед управлял созданной им еще в 1990-е инвесткомпанией «Алемар», а в 2007-м возглавил Российскую корпорацию нанотехнологий (будущую «Роснано»). После того, как РАО ЕЭС было ликвидировано и руководить нанотехнологиями пришел Чубайс, Меламед покинул компанию и вернулся к управлению «Алемаром». Однако история с «Роснано» для него на этом не закончилась. В 2015 году ему предъявили обвинение в растрате. Растрачены якобы были 220 млн рублей, которые получил подконтрольный Меламеду «Алемар» за консультационные услуги. Из-под домашнего ареста Меламеда выпустили только в феврале 2018 года. Его дело по-прежнему находится на рассмотрении прокуратуры.

Дмитрий Журба

Должность в РАО «ЕЭС России»: финансовый директор

В РАО «ЕЭС России» Журба перешел из Росэнергоатома вместе с Леонидом Меламедом, у которого работал там заместителем. За годы работы в РАО операционная рентабельность компании, которая на момент прихода команды Чубайса была на грани банкротства, достигла уровня 22%, что было сопоставимо с западными энергокомпаниями. Вместе с другими топ-менеджерами компании Журба занимался выстраиванием системы бюджетирования, бизнес-планирования и финансовой дисциплины. Свой уход в 2005-м Журба объяснил нежеланием «заниматься похоронами РАО». «Мне неинтересно то, что я делаю, и я считаю, что сейчас занимаю чужое место. В РАО сейчас усиливается влияние людей, которые пришли из чиновничьего аппарата и никогда не занимались бизнесом», — объяснял тогда Журба «Коммерсанту». 

Жизнь после РАО: В 2005 году стал вице-президентом, а в 2007-м — президентом инвестиционно-финансовой корпорации «Алемар». По уголовному делу против Леонида Меламеда Журба проходил в качестве свидетеля, но на допрос так и не пришел. Он покинул Россию, как писал РБК, и уехал в Великобританию. В феврале 2019 года «Ведомости» писали, что офшорная компания Dermant Estate, бенефициаром которой является Журба, является одним из кредиторов рухнувшей микрофинансовой компании «Домашние деньги» Евгения Бернштама (долг последней перед Dermant  составляет $1,37 млн). Сам Журба говорил, что не является владельцем Dermant. 

Андрей Раппопорт

Должность в РАО «ЕЭС России»: зампред правления

Придя в компанию из ЮКОСа в 1998 году, Раппопорт стал правой рукой Чубайса в инвестиционной деятельности РАО ЕЭС. Однако фактически ему пришлось заниматься решением кризиса неплатежей, «выбивая» задолженность у регионов, в частности, с дальневосточных и северокавказских. Все это встречало сопротивление местных властей. Как вспоминал Леонид Меламед, губернатор Приморья Евгений Наздратенко обещал Раппопорту, что если тот прилетит в регион, то его «снимут с трапа и закуют в наручники». Впоследствии возглавил «дочку» РАО ЕЭС - «Интер РАО ЕЭС» — отвечавшую за энергоснабжение республик бывшего СССР. 

Жизнь после РАО: Уже после ликвидации РАО ЕЭС продолжал возглавлять Федеральную сетевую компанию, в ведении которой были все высоковольтные сети. В 2011 году Рапопорт стал президентом Московской школы управления «Сколково» (сейчас возглавляет ее координационный совет). В 2012-2013 годах был заместителем Чубайса в Роснано. В 2013 году Раппопорт впервые вошел в рейтинг Forbes  — тогда его активы (деньги от продаж долей в сбытовых компаниях, нефтегазохимические производства на Украине и в Татарстане, доля в нефтяной компании Ruspetro, ГЭС в Грузии) были оценены в $950 млн. Оценка состояния по версии Forbes на 2018 год — $1,1 млрд. 

Яков Уринсон

Должность в РАО «ЕЭС России»: зампред правления, руководитель корпоративного центра

С главой РАО Уринсон был знаком по работе в российском правительстве — он был вице-премьером и министром экономики, когда Чубайс работал первым заместителем председателя кабинета министров. Заняв в 1999 году позицию главного эксперта РАО ЕЭС, впоследствии Уринсон возглавил Корпоративный центр холдинга — одного из трех ключевых блоков в структуре управления компании, который разрабатывал стратегические показатели для ее работы.

Жизнь после РАО: Сразу после прихода Чубайса на пост гендиректора Российской корпорации нанотехнологий (будущая «Роснано»), Уринсон стал его заместителем, впоследствии вошел в правление «Роснано». В 2016 году стало известно, что Уринсон является фигурантом дела о растрате бюджетных средств. Как объяснял адвокат «Роснано» Александр Аснис, дело в отношении Уринсона было возбуждено в 2013 году, потом его объединили с делом Леонида Меламеда, при этом Уринсон все это время оставался в статусе подозреваемого без предъявления обвинений.

Сергей Дубинин

Должность в РАО «ЕЭС России»: первый зампред правления, финансовый директор

В РАО ЕЭС бывший председатель ЦБ пришел из «Газпром а», где курировал вопросы, связанные с банками и ценными бумагами. В РАО Дубинин занимался привлечением внешних инвестиций в компанию. После ухода Дмитрия Журбы стал финдиректором РАО.

Жизнь после РАО: был председателем наблюдательного совета ВТБ (сейчас продолжает входить в совет), входил в комитет по стратегии «Роснано».

Александр Чистяков

Должность в РАО «ЕЭС России»: член совета директоров, первый зампред правления ФСК ЕЭС

Жизнь после РАО: Вместе с Андреем Раппопортом в 2009 году приобрел три лицензии на месторождения с запасами 1,5 млрд баррелей нефти в ХМАО, на основе которых была создана нефтяная компания Ruspetro. Одержал победу в судебном споре с Еленой Батуриной из-за нереализованного проекта в сфере недвижимости в Марокко. Муж певицы Глюкозы.

Валентин Завадников

Должность в РАО «ЕЭС России»: заместитель председателя правления, курировал вопросы реструктуризации компании и кадровую политику.

Известный как руководитель одного из пилотных проектов приватизации, свободной экономической зоны «Находка», Завадников пришел в РАО ЕЭС почти одновременно с Чубайсом и должен был стать из ключевых менеджеров компании. Однако уже в 2001 году ему пришлось уйти. 

Жизнь после РАО: Завадников покинул РАО в связи с переходом в Совет Федерации — он стал сенатором от Саратовской области (проработал в этом качестве до 2012 года). Завадников — акционер одного из первопроходцев рынка мусоропереработки — компании «Эко-Система». Партнер-учредитель Московской школы управления «Сколково». 

Владимир Аветисян

Должность в РАО «ЕЭС России»: член правления, управляющий директор

Выходец из самарских энергетических компаний, Аветисян вошел в правление РАО ЕЭС в 2004 году. В энергохолдинге он оставался до самой ликвидации РАО. На завершающем этапе работы холдинга Аветисян был одним из самых публичных его топ-менеджеров, поскольку курировал продажу инвесторам всех выделившихся из РАО «ЕЭС»  генерирующих компаний. 

Жизнь после РАО: В 2008 году возглавил созданный «Ростех ом» холдинг «АвтоВАЗа» по производству автокомпонентов — «Объединенные автомобильные технологии». Как и многие бывшие топ-менеджеры РАО ЕЭС, впоследствии продолжил карьеру в «Роснано» — в 2013 году он возглавил один из трех инвестиционных дивизионов госкорпорации, а затем стал куратором проектного центра по созданию и управлению новыми инвестфондами.
Персоны Компании
Владислав Свиблов намыл себе золота
Одиозный девелопер Владислав Свиблов, ставший совладельцем холдинга Petropavlovsk, создаст проблемы новым партнерам.
От семейства Боровковых фонит "Росатомом"
Влиятельного чиновника Игоря Боровкова могут отправить в отставку. Слишком осмелел? 
Татьяна Бакальчук дышит в спину Батуриной
В рейтинге богатейших российских женщин впервые в истории оказалось сразу две обладательницы миллиардного состояния. Совокупное состояние участниц рейтинга богатейших женщин Forbes выросло до рекордной суммы $9,9 млрд
Борис Титов подсадил на «Деловую России» своего сына
Как стало известно “Ъ”, во вторник участники съезда «Деловой России» избрали нового президента организации, им стал Павел Титов — председатель совета директоров ОАО «Абрау-Дюрсо» и сын бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Экс-президент Алексей Репик занял пост председателя организации — по новому уставу за ним сохранятся основные управленческие функции: взаимодействие с президентом и правительством и международное сотрудничество. Господин Титов же займется текущей повесткой и привлечением в организацию новых членов.
Сергей Серкин слишком долго резвился в Бангкоке
Административное здание для приставов готовят к консервации.
Владельцы "Совмортранса" запрягли танкеры в экспресс-доставку
Владельцы "Совмортранс" Дмитрий Пурим и Александр Иванов выкупили у кипрской компании MXPG Holdings Ltd долю в службе экспресс-доставки "МаксиПост", чтобы снова "выбить" миллиардный куш?
Чему научится в Лондоне дочь медведевского адьютанта Константина Чуйченко
Российский вице-премьер Константин Чуйченко подружился с Дерипаской и постепенно наращивает аппаратный вес
Вячеслав Лебедев раздаст всем сестрам по серьгам
Переизбранием Вячеслава Лебедева главой высшего судебного органа на новый срок  кадровые интриги не закончились: до середины декабря должен решиться вопрос о заместителях председателя ВС РФ. Источник ПАСМИ рассказал о двух замах, одному из которых удастся сохранить свой пост, а другому — укажут на выход.
Круговорот Михаила Абызова в природе
Михаил Абызов в 25 лет попал в ближайшее окружение Анатолия Чубайса, был миллионером и министром, а в этом году очутился в СИЗО. В обстоятельствах его головокружительного взлета и болезненного возвращения «на землю».
Бандитский капитализм
Криминальная империя Махлаев: от рассвета до заката
Сергей Гордеев взялся за старое
Что связывает Павла Те, Сергея Гордеева и Владимира Антонова?
Все смешалось в домах элит
Анатолий Чубайс носит иголку от сглаза, буддист Сергей Шойгу крестится, католик Греф хвалит иудейскую Каббалу, а Дмитрий Медведев принял сан диакона и общается с немецким йогом.
Казахстан выселяет Романа Абрамовича
Похоже, власти Казахстана вставляют палки в колеса любым проектам Романа Абрамовича, с которым он пытается зайти в страну. Причина - старые обиды?
ВТБ распродает наследство Андрея Бородина
Группа ВТБ продает площади в административном комплексе в Большом Черкасском переулке, указано на сайте Единой электронной торговой площадки. Речь идет о двух зданиях, одно из которых – торговый дом купца Александра Гуськова 1903 года постройки, следует из презентации объектов. Их общая площадь – 17 300 кв. м, из которых в собственности ВТБ – чуть более 13 000 кв. м. Торги планируется провести в конце октября.
Следствие ведет иноагент: куда пойдет ФБК
Директор ФБК Иван Жданов объясняет, как фонд будет заниматься расследованиями в статусе иностранного агента.
В начале учебного года в бизнес-школе «Сколково» меняют ректора
В конце октября в школе управления «Сколково» сменится ректор. Марат Атнашев, который занимал эту должность с 2016 года, уйдет, рассказали The Bell четыре источника, знакомых с ситуацией в бизнес-школе. Кто займет место Атнашева, пока не известно: возможно, школа вообще изменит принцип управления. Детали. У Марата Атнашева закончился трехлетний контракт, по истечении которого он принял решение …
Василий Белов изобрел инновационную систему откатов
Экс-гендиректор и основатель Skolkovo Ventures финансировал собственные проекты за счет государства и получал «долю малую» в стартапах.
Балтийские инвестиции Кирилла Селезнева
Экс-глава "Газпром межрегионгаз" Кирилл Селезнев зарегистрировал собственную фирму – ООО "Балтийская инвестиционная компания". Теперь миллионы будут стекаться прямиком в руки бизнесмена?