Есть люди, работа которых для многих совсем незаметна. Мало кто обращает внимание на мусоровозы, которые очищают заполненные мусорные баки на городских «помойках». О том, куда они уезжают, и что дальше с этим мусором происходит, знает далеко не каждый. Эти люди ежедневно трудятся, чтобы было чисто и страшно представить, что будет, если их работу остановить.
Проблеме утилизации мусора и так называемой «мусорной реформе» посвящено множество телепередач и различных публикаций в средствах массовой информации. Сколько «копий переломано» при их обсуждении. Но, к сожалению, часто ситуацию на местах определяют не законы, регулирующие эту деятельность, и не экономическая целесообразность. Положение с вывозом и переработкой отходов очень часто регламентируют субъективные желания местного руководства, основывающиеся либо на материальной заинтересованности, либо на иных, весьма далеких к нуждам жителей региона, факторах. Так, по всей видимости, происходит и в Псковской области.
Как было найдено эффективное решение мусорной проблемы
В феврале 2016 года состоялось заседание инвестиционной комиссии Администрации Псковской области, на котором рассматривалась заявка компании «АСПО» на получение государственной поддержки по инвестиционному проекту «Модернизация мусороперерабатывающего комплекса в городе Пскове и строительство межмуниципального полигона для размещения отходов» в форме признания его стратегическим. Комиссией было принято решение признать этот проект стратегическим и предоставить по нему государственную поддержку в виде сопровождения. Кроме этого, комиссия поручила Государственному комитету Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике отразить объект межмуниципального полигона для размещения отходов в Схеме территориального планирования Псковской области, как объект регионального значения.
К этому времени было сделано многое. Псковитян приучили выбрасывать мусор в разные контейнеры, оттуда он шел на сортировку по фракциям, после которой часть шла на утилизацию, часть на переработку. Например, из пластиковых отходов производится уличная плитка или из автомобильных шин делают резиновую крошку для использования в дорожном строительстве. В итоге, в апреле 2017 года Псков опередил многие города страны в рейтинге, составленном организацией Greenpeace.
Можно много рассказывать о том, как большим трудом все это создавалось годами, а еще больше, что было запланировано сделать, и имело уже вполне различимые очертания. Но, к сожалению, в последнее время для местных предпринимателей, работающих по мусорной теме, судя по всему, начались «смутные» времена. И все затраченные на реализацию инвестиционного проекта финансовые и трудовые ресурсы могут оказаться напрасными. Попробуем разобраться, почему так происходит.
Смутные времена для псковских предпринимателей
Весной 2018 года Администрация области объявила конкурсы на определение регионального мусорного оператора, а в июне их итоги были подведены. Предполагалось, что каждую из двух зон будет обслуживать отдельный региональный оператор. В конкурсах принимали участие псковские компании: по северной зоне - действующий оператор «АСПО», а по южной - «Экологистика». Кроме этого, участие в конкурсах приняла, непонятно откуда взявшаяся, нижегородская фирма «Экопром», входящая в группу компаний «Мехуборка». В итоге в обоих конкурсах в июне 2018 года победила одна компания – «Экопром». Сказать, что на членов конкурсных комиссий могло оказываться давление, значит, ничего не сказать. Говорят, что некоторым из них был поставлен чуть ли не ультиматум. В итоге все старания псковских предпринимателей за последние годы полетели «коту под хвост».
Эксперты в этой отрасли говорят, что если бы итоги конкурса подводились объективно, его, несомненно, выиграли бы псковичи. Но, похоже, губернатора Ведерникова, тогда еще в ранге исполняющего обязанности, банально ввели в заблуждение о том, что псковские бизнесмены настроены категорически против него, а он, видимо, повелся на этот обман, решив дистанцироваться практически от всех добропорядочных псковских предпринимателей. В результате чего они и проиграли конкурс.
Впоследствии, в окрестностях святых для всей России мест, возникли несанкционированные свалки, куда, судя по всему, именно «Мехуборка» привозит и сваливает кучи мусора непонятно из чего состоящего, в каких объемах, откуда привезенного, поскольку никто сейчас за этим не следит и не проверяет. В нашем распоряжении имеются ужасающие видеокадры этих свалок в окрестностях Пушкинских гор, Псково-Печерского монастыря, рядом с Плюссой и Новоржевом. И когда глава Новоржевского района пытается как-то повлиять на этот беспредел, ее, невзирая на видеокамеру, нагло и демонстративно посылают по известному адресу, объясняя свое хамство примерно такой фразой: «А Путин нам не указ». Про рост тарифов для населения, несмотря на отмену 18 % НДС на данный вид деятельности, и говорить не приходится. Это, как объяснялось новым оператором в псковских новостях, якобы никак не связанные между собой понятия.
Знает ли об этих безобразиях губернатор Ведерников? Похоже, что нет. Скорее всего, ему докладывают совершенно иную информацию. Посещая в феврале 2018 года мусороперерабатывающий комплекс в деревне Котово, Михаил Ведерников своими глазами видел и высоко оценил работу комплекса, пригласив руководителя предприятия принять участие в экспертном совете по переходу на новую систему обращения с ТКО. Непонятно, что произошло за это время между февралем и июнем 2018 года? Почему губернатор стал благосклонен не к реальным достижениям местных бизнесменов, которые можно посмотреть, как говорится, пощупать своими руками, а к компании, которая, судя по публикациям в СМИ, имеет далеко не безупречную репутацию.
Скандальный мусорный шлейф
Что же собой представляет новый региональный оператор по вывозу мусора в Псковской области. По данным ЕГРЮЛ ООО «Экопром» зарегистрировано в Нижнем Новгороде, имея уставный капитал целых 10000 рублей. Учредителем «Экопрома» является ООО «Мехуборка Групп» из Санкт-Петербурга. Учредителем же этой компании является, соответственно, на 99 % ООО «УК Мехуборка» из Москвы и на 1 % некто Константин Жаркевич.
Мы поинтересовались, не тот ли это Жаркевич, «мусорные» фирмы которого отметились скандалами в Татарстане, Саратове, Башкортостане, Нижнем Новгороде и Московской области? Похоже, что тот самый. Но продолжим выяснять, кто и чем владеет в этом мусорном конгломерате. Контрольным пакетом ООО «УК Мехуборка» владеют Константин Жаркевич (46%), его брат Денис Жаркевич (7%). «Мехуборка» была создана в Москве в 1994 году и сразу заняла лидирующие позиции по сбору и переработке отходов, механизированной уборке и благоустройству городских территорий. Это в лихие-то 90-е годы. Очень часто тогда, да и сейчас мусором занимались преимущественно криминальные структуры.
Саратовский опыт показателен прежде всего тем, что наглядно демонстрирует, что ожидает жителей региона, если его руководители связываются с такой компанией, как «Мехуборка». Даже при отсутствии монопольного статуса она кратно завышает тарифы, невзирая на сократившуюся в условиях кризиса платежеспособность населения. А уж если этой компании предоставляются монопольные права регионального оператора, она не останавливается ни перед чем. Может руководству не стоит забывать, что установленные в условиях монополии завышенные тарифы способны подстегнуть рост протестных настроений? И кто тогда станет тушить пожар народного возмущения, «Мехуборка» или все-таки местные власти во главе с Михаилом Ведерниковым?
Не об этом ли говорил президент России Владимир Путин
на пресс-конференции 19 декабря 2019 года:
«Мы должны избавиться от всяких серых схем и криминала. Люди возмущаются ростом тарифов. Не было никогда отдельной строчки по бытовым отходам. Теперь она появилась и сразу многократно выросла. Для того, чтобы объяснить, откуда взялись эти цифры, нужно, чтобы это все было прозрачно. Кроме того, нам нужно развивать отрасль с точки зрения строительства предприятий по переработке отходов. И тоже людям нужно объяснять, что это за предприятия, как они будут работать и будет ли ущерб для окружающей среды, создадут ли они какие-то проблемы для людей, которые будут проживать рядом с ними».
«Успехи» регионального оператора не радуют
Не будем расписывать дальше, как до Луны далекие от требуемой президентом «прозрачности», сложные хитросплетения многочисленных юридических лиц, зарегистрированных в десятках городов нашей необъятной страны, речь все-таки идет о Пскове.
Посмотрим, как новый региональный оператор выполняет возложенные на него обязанности. К его деятельности в 2019 году возникли многочисленные претензии, среди которых - отсутствие контейнеров, несоблюдение графика вывоза мусора, особенно из малонаселенных отдаленных деревень, неправильные счета на оплату, отсутствие сортировки мусора и складирование его под открытым небом в окрестностях живописных и памятных мест Псковщины.
Директор «Экопрома» написал во многие инстанции жалобы на псковский УФАС не о том, что действиях антимонопольщиков есть какие-то существенные нарушения, а про то, что они, дескать, очень ярко освещают этот вопрос для населения. Его можно понять. В мутной воде ловить рыбу оно как-то сподручнее. Ведь там, где светят большие барыши разного рода дельцам и поддерживающим их государственным мужам огласка совсем ни к чему
В мае 2019 года в Псковском областном собрании депутатов заявили о возможности расторжения договора с «Экопромом». А в сентябре 2019 года Псковское УФАС обвинило компанию «Экопром» в сговоре с двумя участниками торгов на транспортировку ТКО - ООО «Мехуборкой СПБ» и ООО «Мехуборкой КЗН». Антимонопольщики посчитали, что в результате тарифы были установлены незаконно и завышены как минимум на тридцать процентов. Все эти компании получили штрафы по 60 миллионов рублей, которые сейчас оспаривают в судах.
Все три компании признаны виновными по п. 1 ч.1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции», а именно в реализации сговора организатора торгов и участников торгов на транспортировку ТКО (твердые коммунальные отходы) на территории Псковской области. Руководитель УФАС Ольга Милонаец прямо заявила, что «сговор позволил установить на территории области завышенный тариф на услугу по вывозу и сбору ТКО».
Надо же, как будто компании, имеющие одного хозяина, могут быть не в сговоре?
В конце марта 2020 года УФАС выдало «Экопрому» предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. Ведь что они удумали. В январе 2020 года «Экопром» уведомил своих потребителей (а это 34 предприятия) о смене перевозчика и автотранспорта, в связи с чем предложило им осуществить замену металлических контейнеров на пластиковые, предложив приобрести их у «Экопрома» по ценам от 3300 до 49000 рублей. Неплохую копеечку решили срубить за чужой счет.
Характерно, что директор «Экопрома» Сергей Пайст, совмещающий свою должность с ролью совладельца фитнес-центра, по словам Ольги Милонаец, написал во многие инстанции жалобы на псковский УФАС не о том, что в действиях антимонопольщиков есть какие-то существенные нарушения, а про то, что они, дескать, очень ярко освещают этот вопрос для населения. Его можно понять. В мутной воде ловить рыбу оно как-то сподручнее. Тем более, что правительство собирается выделить на поддержку мусорных операторов почти 11 млрд. рублей. Там, где светят большие барыши, аферистам, воротилам и поддерживающим их государственным мужам огласка совсем ни к чему. А как иначе? Ведь тот же Пайст в интервью Псковскому агентству информации, совершенно не смущаясь, ответил на вопрос корреспондента по поводу разъяснения Минстроя России о порядке начисления платежей за уборку мусора, что, мол, «разъяснения всевозможных министерств для его компании не закон».
Даже тогда, когда, совсем недавно, к нему обратился руководитель крупнейшего мусорного оператора Северо-Запада «Спецтранс» Анатолий Язев с предложением разрешить мусорную проблему Пскова созданием объединенной системы вывоза, переработки и утилизации отходов с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, псковский губернатор ему фактически отказал.
Очевидно, псковские власти все устраивает. Например, тарифы на вывоз мусора по городу Пскову установлены на 2020 год без проведения торгов о чем, в интервью радиостанции «Эхо Москвы в Пскове», совершенно не смущаясь, рассказал зампредседателя тарифного комитета Псковской области Виталий Суриков. Хоть и с повышенными тарифами, но «Экопром», судя по всему, умудряется иметь просроченную задолженность перед местными операторами (два выигранных судебных решения и два иска находятся в стадии рассмотрения). Куда уходят мусорные доходы? Мы думаем, что ответили на этот вопрос.
Непонятно только, кого слушает губернатор Ведерников, приглашая в область людей, которые отметились схемами во многих регионах и которые не работают по закону, о чем, совершенно не стесняясь, сами и говорят?
В феврале 2019 года, президент Путин в послании Федеральному собранию призвал представителей всех уровней власти обратить внимание на проблему с вывозом мусора. «Делать вид, что ничего не происходит, уходить в сторону, отмахиваться от требований граждан абсолютно недопустимо», - призвал глава государства. Он отметил, что если проблема с обращением отходов «сведется к повышению платы», то это не работа, а профанация», «Люди должны видеть, за что они платят немалые деньги». Путин подчеркнул, что нужно избавиться от «мутных структур», которые не несут никакой ответственности, а «только получают сверхприбыли и сваливают мусор, где придется».
Мусор – это деньги. Это очень большие деньги. И чтобы они шли на пользу региону, а не растаскивались по карманам различных проходимцев, нам кажется, руководителю Псковской области все-таки стоит прислушаться к своему президенту, местным жителям и предпринимателям, да и к элементарному здравому смыслу, избавившись от таких советников, которые откровенно подставляют его, предлагая приглашать в область всяких дельцов.