Один из бывших сотрудников МВД обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой снести стоящий в центре Твери памятник Михаилу Кругу. По мнению ветерана, скульптура только позорит ее жителей и притягивает к себе всяческую гопоту. «Очень просим принять меры. Городские власти не реагируют, а областные власти поощряют это безобразие», — заявляется в письме. Тем временем сам автор работы, продюсер Вадим Цыганов уверен: у артиста не было ни одной по-настоящему блатной песни! «Миша — это душа и покаяние, — говорит он, — но пусть сносят, если считают иначе!»
Памятник Михаилу Кругу был установлен в 2007 году. Певец сидит на скамейке в распахнутом пальто, положив рядом с собой шляпу, и опирается на гитару. В роли скульптора выступил московский художник Андрей Смирнов, а проект разработал продюсер последнего альбома артиста Вадим Цыганов. Правда, местным поначалу как-то не зашло.
«Зачем нам этот блатарь?» — возмущалась творческая интеллигенция. А всевозможное хулиганье даже поливало памятник Михаилу краской и пыталось распилить его на части. Теперь в ход пошли обращения к Путину. Мол, Круг «популяризировал криминал, воров и бандитов», а его аж на центральный бульвар!
«Нам всем — действующим сотрудникам, ветеранам правоохранительных органов, живым и погибшим, плюнули в лицо. Памятник стоит в шаговой доступности от прокуратуры области, на соседней улице, — заявляет автор послания, чье имя не называется, видимо, в целях его же безопасности. — <...> Многих тверичей он не просто раздражает, а оскорбляет. Тверь — это не город, простите, гопоты, а культурный, образовательный, научный центр. В нем не нужны точки притяжения для шабашей любителей блатных песен!»
Блатных? Ну если «Кольщик, наколи мне купола» или «Владимирский централ, ветер северный» можно причислить к уголовной романтике, то у нас в стране одни сплошные уркаганы. «Покажите мне хоть одного человека, кто послушал мои песни и пошел после этого убивать или грабить», — восклицал артист, когда ему предъявляли подобные претензии. Такого же мнения и его друг Вадим Цыганов.
«Если б я увидел этого ветерана МВД, я бы спросил у него: а вы что, жили в другое время?! — говорит он Daily Storm. — Или: а вы знаете, что свои последние деньги он (Круг) вкладывал в купола? А вы знаете, что люди меняются?! У Миши нет ни одной агрессивной песни! Они есть у Высоцкого («Со мною нож, решил я: что ж, меня так просто не возьмешь, держитесь, гады», они есть у Розенбаума («Гоп-стоп, мы подошли из-за угла»). А у него все было со слезой и с покаянием!»
И вообще, продолжает Вадим, если автор письма действительно работал в МВД, то прекрасно помнит, какой тогда была наша милиция. «Она много чего делала нехорошего... реально, — поясняет он. — Святых людей не бывает. Вот об этом бы я с ним поговорил. И мне кажется, мы бы друг друга поняли!»
«Так что про популяризацию воров и бандитов — это все чушь! — заявляет Цыганов. — Когда рушилась страна и идеалы, когда говорили «грабь награбленное» и «бери сколько хочешь», когда растаскивались не только заводы, но и целые города, каждый цеплялся за что мог. Кто-то — за Мишины песни. Ну давайте тогда вообще все памятники посносим, даже такие же душевные! Он же не стоит, как Ленин, и не показывает пальцем в небо! Это хорошая добрая скульптура, рядом с которой всегда можно посидеть и поговорить».
Не согласны с идеей сноса и во фракции ЛДПР. «Убежден, даже если слухи о грядущем демонтаже памятника получат официальное подтверждение, это не решит ни одной из существующих проблем региона. Напротив, пренебрежение мнением простых жителей лишь поднимет градус социальной напряженности в обществе и спровоцирует протесты», — написал губернатору Тверской области замруководителя партии Ярослав Нилов. — Прошу Вас принять соответствующие меры и не допустить неминуемого скандала». А Жириновский считает, что такие памятники лучше вообще не ставить. «Ассоциации всегда плохие возникают, мрачные, — объясняет он. — Потому что чаще всего человек уже умер». Что думает по этому поводу Путин, пока не сообщается. Адресованное ему письмо спустили в тверской департамент культуры.
Напомним, что в следующем году Михаилу Кругу могло бы исполниться 60 лет, однако его жизнь оборвалась на отметке «40», когда в дом артиста ворвались участники банды «Тверские волки». По одной из версий, грабители действовали вслепую и даже не предполагали, кому именно принадлежит особняк. На прощании с музыкантом присутствовали многие руководители области, в том числе тогдашний губернатор Владимир Платов, а траурная процессия из автомобилей растянулась на несколько километров. И неважно, что некоторые его песни действительно были про проституток и воров. Зато человек хороший.
«Как только кто-то умный начинает вешать ярлыки или старается проанализировать творчество автора, тут же выявляется официальный анализ. А он жанру уже не нужен, поскольку людей простых, которые не знают терминологии, не надо сбивать с толку, — говорил Круг в своем последнем интервью. — Это хорошо для академических жанров, но не для нашего. Ведь все, кто критикует наш жанр, — это люди, занимающиеся попсой. В наших песнях они ничего не понимают. Я признаю критику, но эта критика должна исходить от человека, вызывающего у меня уважение и обладающего авторитетом».