ФАС неожиданно отказала и бельгийской Solvay, и российскому "Башхиму" в покупке Березниковского содового завода (БСЗ). Вопросы у ведомства вызвали не покупатели, а владельцы продаваемого актива — служба считает, что БСЗ не предоставил достоверную информацию о них. По данным "Ъ", БСЗ владеет не Валерий Закоптелов, а Михаил Гуцериев, но эксперты уверены, что завод все равно будет продан в ближайшее время.
Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о том, что отказала в удовлетворении ходатайства российской "Соды" (входит в "Башкирскую химию", "Башхим") на покупку 97% голосующих акций БСЗ. Отказала ФАС и бельгийской Solvay Participation France (компания планировала выкупить контрольный пакет и получить трехлетний опцион на выкуп оставшейся доли). Свое решение ФАС объяснила тем, что БСЗ не предоставил информацию о своем реальном владельце: "Решение об отказе ФАС приняла на основании имеющейся информации о наличии в группе лиц БСЗ физического лица, являющегося реальным (экономическим) владельцем общества, отличающегося от зарегистрированного владельца".
Считалось, что владельцем завода является предприниматель Валерий Закоптелов, который выкупил его у своего партнера по Русской содовой компании Михаила Гуцериева. Но, как удалось выяснить "Ъ", господин Гуцериев до сих пор контролирует завод (см. "Ъ" от 15 марта). В сообщении ФАС, впрочем, отмечается, что решения не являются окончательными и заявители могут направить повторные ходатайства. Глава "Башхима" Надежда Пинигина сообщила "Ъ", что "планы компании относительно БСЗ не изменились". Намерения Solvay подтвердил источник в администрации Пермского края.
БСЗ — производитель кальцинированной соды на базе Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. Мощность производства — 650 тыс. тонн в год. На 1 января 2010 года 92,7% обыкновенных акций принадлежало компании Валерия Закоптелова Sodium Group Investments Ltd. В 2008 году БСЗ заключил трехлетний договор доверительного управления с "Башхимом", который действует до сих пор.
В то же время еще в конце февраля акционеры БСЗ переизбрали совет директоров, и вместо представителей "Башхима" в него пошли три представителя Solvay и сам господин Закоптелов. Остальные места заняли заместитель главы Русской содовой компании Виктор Колонин и два менеджера "Русснефти", принадлежащей Михаилу Гуцериеву. О своем интересе к заводу Solvay заявила осенью 2009 года, сообщив, что до конца 2010 года планирует купить контрольный пакет БСЗ за €160 млн. Предполагалось, что господин Закоптелов при этом останется вторым крупнейшим акционером БСЗ (около 47%) еще три года.
БСЗ был создан в 2001 году в ходе банкротства АО "Сода", контроль над ним получил Валерий Закоптелов. Затем предприятие было включено в Русскую содовую компанию, которая на 75% принадлежала Михаилу Гуцериеву и на 25% — Валерию Закоптелову. В 2007 году сообщалось, что господин Гуцериев продал свои 75% в компании партнеру. Затем в 2008 году 92,67% акций БСЗ перешли к Sodium Group Investments Limited. Бенефициары офшора не раскрывались, но Валерий Закоптелов говорил, что компания действует в его интересах. Однако источник "Ъ", знакомый с ситуацией, сообщил, что на самом деле господин Гуцериев сохранил контроль над Русской содовой компанией и де-факто контролирует и БСЗ. Другой источник, близкий к БСЗ, отмечает, что "физическое лицо", о котором говорится в решении ФАС,— не сам Михаил Гуцериев, а близкий к нему менеджер, действующий в его интересах.
Кирилл Таченников из ФК "Открытие" считает, что, подав повторную заявку, Solvay сможет закрыть сделку по покупке БСЗ. По его мнению, для проведения сделки реальные владельцы БСЗ могут открыть информацию о себе или применить временную схему, передав акции БСЗ на баланс компании с известными бенефициарами. Влад Кочетков из "Финама" считает, что рассмотрение повторных заявок от компаний не займет много времени и в случае получения разрешения Solvay, как и рассчитывала, успеет закрыть сделку до конца 2010 года.