Следственный комитет России попросил Италию о правовой помощи с целью ареста имущества, «фактически» принадлежащего бывшему министру по делам открытого правительства Михаилу Абызову, сообщило ведомство.
СКР указывает, что благодаря сотрудничеству с Италией удалось получить сведения о том, что Абызов «фактически» владеет большим количеством имущества в этой стране. В частности, следствие называет экс-министра бенефициаром кипрской компании Andulil Enterprises Limited, которая через итальянскую компанию владеет виллой «Иль Тезоро» в Тоскане. Еще одну виллу в Италии, как утверждает СКР, Абызов оформил на сына. Общая стоимость этого имущества, по оценке СКР, составляет около 2 млрд рублей.
На вилле «Иль Тезоро» ранее располагался отель премиум-класса с прилегающими земельными участками, сельскохозяйственными постройками, складами и бассейном, обслуживание которых предполагает наличие наемного персонала, указывает Следственный комитет. «Фактически денежные средства, похищенные обвиняемым в Российской Федерации, были вложены в развитие сельского хозяйства и в экономику государства-члена Европейского союза», — утверждает СКР.
Представитель Абызова отказался от комментариев.
Михаил Абызов с 2012 по 2018 год был министром по вопросам открытого правительства. В марте 2019 года его арестовали по обвинению в мошенничестве и организации преступного сообщества. Ему вменяют в вину хищение и вывод за рубеж 4 млрд рублей и создание преступного сообщества с использованием служебного положения. По версии следствия, с апреля 2011 года по ноябрь 2014-го Абызов, будучи бенефициарным владельцем ряда офшорных коммерческих организаций, вместе с другими подозреваемыми обманул акционеров «СИБЭКО» и РЭС, похитив принадлежащие им средства. Следственный комитет также обвинил экс-министра в подкупе и заявил о причастности к отмыванию денег. Сам Абызов своей вины не признает.
В ноябре 2020 года Гагаринский суд Москвы по иску Генпрокуратуры взыскал с Абызова 32,5 млрд рублей в доход государства.
При Медведеве. В сентябре 2010 года глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов на встрече со страстно увлекающимся гаджетами президентом Дмитрием Медведевым показал прототип российского сотового телефона 4G с двумя экранами. Разработкой телефона, который получил название YotaPhone, занялась компания Yota Devices, в которой контроль (64,9%) принадлежал фонду Telconet Capital Limited Partnership Альберта Авдоляна и Сергея Адоньева, а «Ростехнологий» было 25,1%. Собеседники газеты «Ведомости» называли Авдоляна человеком из окружения Чемезова.
«Короче, Apple напрягся», — пошутил в 2013 году Медведев, когда первый смартфон ему презентовал Сергей Чемезов. Но за два года в мире было продано менее 100 000 смартфонов. Непопулярность смартфона эксперты объясняли высокой ценой — почти 22 000 рублей за смартфон — и узостью продуктовой линейки. К тому же на продажах сказалась и девальвация рубля в декабре 2014 года. Но акционеры не отчаивались и ожидали взрыва продаж после выхода отечественного смартфона третьего поколения.
Что случилось потом. Акционеры Yota Devices начали постепенно выходить из бизнеса в 2016 году — тогда 30% у фонда Адоньева и Авдоляна купила китайская компания China Baoli Technologies Holdings. Позже продал свои 10% сооснователь и экс-гендиректор компании Владислав Мартынов. Весной 2017 года Сергей Чемезов заявил о нехватке китайский инвестиций для выпуска третьей модели отечественного смартфона. В июле 2018 года «Ростех» продал свой пакет в Yota Devices консорциуму во главе с китайской инвестиционной группой Trinity World Management за 3 млрд рублей. В 2019 году Верховный суд Каймановых островов признал Yota Devices банкротом с долгом в $1 млн.
В 2019 году Авдолян забрал за долги крупный актив Зиявудина Магомедова — Якутскую топливно-энергетическую компанию, на основе которого планирует строить кластер в Якутии, и остается основным претендентом на долю Газпромбанка в Эльгинском месторождении.
Сергей Адоньев в 2018 году спонсировал президентскую предвыборную кампанию Ксении Собчак. Также Адоньев — один из спонсоров «Новой газеты».