На факультете управления и политики престижного вуза процветает «этническая» коррупция
Многие россияне, услышав о засилье т. н. этнической преступности в стране, представляют себе либо полуподпольную кавказскую мафию, контролирующую заезжих рыночных дельцов, либо совсем уж экзотические китайские триады, орудующие в среде бесправных соотечественников-мигрантов. В реальности, дело обстоит гораздо проще, хотя от этого веселее не становится.
Ибо пресловутый «этнический спрут» (в основном, как водится, с характерным «горским» акцентом) давно опутал не только коммерческую среду, но и проник в высшие чиновничьи и профессорско-преподавательские круги.
Пример тому – внешняя политика России, еще с советских времен оказавшаяся под сильным влиянием выходцев с Кавказа. Мы пока не будем говорить о руководстве МИД РФ, где, образно выражаясь, армянин на азербайджанце сидит и грузином погоняет. Остановимся на главной «кузнице кадров» российской дипломатии – Московском государственном институте международных отношений (МГИМО).
Год назад в стенах МГИМО произошло, в общем-то, заурядное для этого «блатного» вуза событие: и. о. директора Международного института управления (МИУ), функционирующего в рамках знаменитого вуза, был назначен (потеснив 75-летнего Роберта Енгибаряна) 27-летний (1989 г. р.) Генри Сардарян – сын небезызвестного президента компании «Мособлпромстрой» Тиграна Сардаряна, замешанного в крупных жилищных «комбинациях».
Так, пронырливый «строитель» успел побывать фигурантом уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Впрочем, он всякий раз весьма благополучно избегал пристального интереса правоохранительных органов к своей персоне. Скорее всего, с помощью денег и сомнительных связей «наверху». Не забесплатно, похоже, был пристроен студентом МГИМО и Сардарян-младший.
Яблоко от яблони (а в данном случае – перезрелый, судя по непритязательной наружности, армянский абрикос) недалеко падает. Стоит ли удивляться тому, что буквально в первый месяц после назначения Генри Сардаряна на сладкую должность (ведь не секрет, что в МГИМО толпами пытаются устроиться бездарные сынки и дочки богатых родителей, готовых выложить за это немалые деньги) разгорелся нешуточный скандал.
Банально, но факт: Генри Тигранович был сходу заподозрен в вероятной коррупции и кумовстве с национальным уклоном. Высказывались весьма убедительные предположения, что он брал солидную мзду с желающих поступить в престижный вуз, а также с соискателей заказных дипломов и прочих любителей студенческой халявы.
Причем, будучи выходцем из Ванадзора (бывший Кировакан), явное предпочтение новоназначенный менеджер отдавал представителям солнечной Армении. Которые с большим трудом изъяснялись по-русски, но зато обладали незаменимым качеством: они были земляками своего покровителя.
По странному совпадению, Сардарян-младший уже на тот момент возглавлял армянское сообщество МГИМО. Влиятельную, надо сказать, лоббистскую группировку, организованную, похоже, по принципу «рука руку моет». Почти как сицилийская коза ностра, неаполитанская каморра или калабрийская ндрангета.
Видимо, совсем неспроста Генри Тигранович, числясь кандидатом политических наук, является (по крайней мере, формально, ибо он никогда не отличался новаторством в научных изысканиях) специалистом по Италии. И даже – каким-то непонятным образом затесался в профессорский (!) состав университета г. Мачерата.
Коррупционный скандал, между тем, был быстро замят – несмотря на брожение в умах тех редких студентов, которые поступили в МГИМО, приложив собственные силы и таланты. Разрозненных активистов-смельчаков оперативно «поставили на место»: по всей вероятности, кого-то подкупили, а кого-то запугали, угрожая отчислением с «волчьим билетом».
Тем не менее, последствия возникшего «казуса» не заставили себя ждать. Ректорату вуза пришлось, от греха подальше, в авральном порядке ликвидировать МИУ. При этом, Сардарян-младший без работы не остался, пересев в кресло и. о. декана наспех учрежденного (видимо, специально под него!) факультета управления и политики МГИМО. Где, как и предполагалось, продолжил свою бурную деятельность.
Начал он с того, что зачистил всю компрометирующую информацию про себя на сайте «Суп студента», на котором выставляются независимые оценки вузовским преподавателям. Зачистил полностью, до нуля, ибо раньше имел там крайне непрезентабельную оценку – 2,6 балла из 5. Как и собственные, относительно ранние интервью, в которых он не скрывал, как сейчас, своих националистических убеждений.
Попутно Генри Тигранович дал понять, что в скором будущем он будет назначен проректором МГИМО, потом ректором, а затем, мол, с триумфом возглавит МИД Армении. Однажды – и смех, и грех – он даже привел то ли гадалок, то ли шаманов (!) к кабинету ректора. Видимо, для того, чтобы они, проведя особый обряд, «зачистили место» для искательного армянского мальчика.
Ну, а пока эти планы не воплотились в жизнь, г-н Сардарян (к слову, деканом, без приставки и.о., он все-таки стал, видимо, гадалки помогли) не оставляет попыток хоть как-то обелить свою изрядно испачканную репутацию.
Чтобы осуществить задуманное, Генри Тигранович заделался экспертом по Италии и – шире – по всей Западной Европе, беспрестанно комментируя на страницах прокремлевских (а также, разумеется, армянских) СМИ всевозможные политические события, происходящие на европейских просторах. А заодно, в зависимости от меняющихся обстоятельств, – упрямо принялся разыгрывать из себя то русского, то армянского патриота.
Правда, проделывает он это с присущим ему косноязычием и, чего уж там, местечковым скудоумием провинциального чабана. Как говорят на Кавказе, не дал Бог обезьяне красоты, а прохиндею – ума и совести. Что нисколько не мешает ему (и даже, напротив, помогает) по-прежнему опекать нанюхавшихся мажоров-соплеменников.
Кстати, назойливый самопиар в прокремлевских СМИ не исключает заигрываний г-на Сардаряна с оппозиционной «Партией Роста», лидер которой Борис Титов спит и видит себя на посту президента России. Иначе, с какой стати г-н Титов, занимающий должность бизнес-омбудсмена РФ, в последнее время защищает именно армянский бизнес – в ущерб бизнесу российскому? К вящему удовольствию Сардаряна-младшего и ему подобных ловких дельцов.
Дошло до того, что Генри Тигранович – наверняка не без поддержки Титова – вдруг стал членомРоссийско-итальянского совета при Комитете Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Остается только спросить: а при чем здесь Армения? Мы прекрасно помним, что г-н Сардарян считает себя патриотом России лишь по досадному недоразумению. Недаром его фамилия внесена в топ-список под названием «Непубличные армяне: большие боссы Москвы». Москвы, заметим, а не Еревана и родного Ванадзора. А стало быть, диаспора забралась и впрямь слишком высоко.
Ну, а что же коррупция? Все по-прежнему идет своим чередом – на фоне многословных антикоррупционных рассуждений г-на Сардаряна. Типа вот этого:
«С коррупцией можно бороться двумя способами. Первый – воздействовать на того, кто эту взятку берет, второй – на того, кто ее дает. Формировать отношение неприятия в обществе к взятке было бы неплохо. Массовая коррупция, которая беспокоит людей, возникает из-за отсутствия гражданского самосознания. Люди не готовы бороться за свои права через судебную систему там, где можно отделаться взяткой. Это отношение надо поменять. Надо быть честными с самими собой. У нас лишь начинается процесс становления этих отношений»... (конец цитаты).
Что и говорить, «ценные» мысли и замечания, напоминающие рутинный сеанс аутотренинга для прожженного проходимца.
Но что же руководство МГИМО – замечает ли оно, как один из ведущих вузов РФ захватывают выходцы из иностранного государства? Парадокс, но критикуют этот процесс пока лишь русские националисты-маргиналы. Вот что, допустим, пишет про новоиспеченного «декана» Игорь Стрелков (Гиркин):
«Некоторые считают, что в многонациональной стране не следует заострять внимание на национальности конкретных чиновников. Однако это очень сложно сделать. У нас в МИДе со времен Шеварднадзе сформировалась натуральная кавказская мафия, беззастенчиво (кавказцы вообще не склонны к застенчивости) захватившая высшие посты и передающая их исключительно по родоплеменному признаку.
Очередной наглядный пример – «молодой выдающийся талант». В 27 лет «кузницу кадров» МГИМО паренек возглавляет. Всего 6 лет как вуз закончил... Талантище! Помнится, я в 27 едва дослужился до старшего лейтенанта»… (конец цитаты).
К сказанному выше, пожалуй, добавить особо нечего. Кроме разве что одной небольшой, но важной детали. В наши дни г-н Сардарян – по сути, выполняющий функции мелкого «решалы» – стремительно продвигается по карьерной лестнице, легко и непринужденно нарабатывая прибыльные связи. А стало быть, рано или поздно его надо остановить. Пока МГИМО не будет дискредитирован окончательно и бесповоротно.