Центральный Банк России отозвал лицензию у Центрального коммерческого банка, больше известного как Центркомбанк. Причиной отзыва стало не только нарушение «обычных» норм банковского регулирования, но также закона «O противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Согласно пресс-релизу, опубликованному Банком России «Центркомбанк был вовлечен в проведение сомнительных транзитных операций».
Смерть на лестничной площадке
О том, что у Центрокомбанка «что-то не так», жители Уфы поняли еще в мае этого года. Не из банковской, а из криминальной хроники. Утром 4 мая на лестничной площадке у собственной квартиры было найдено тело Александра Потемкина, руководителя уфимского филиала и акционера Центркомбанка. По сообщениям СМИ, банкир вышел на площадку и застрелился. Правда предсмертной записки глава филиала не оставил, и вообще никаких намеков на попытку свести счеты с жизнью не делал и даже назначал встречи на неделю вперед.
Единственным поводом для самоубийства могли стать проверки, которые начались в банке еще до майских праздников и велись в выходные дни — как в головном офисе в Москве, так и в уфимском филиале. Тогда же стало известно об угрозе отзыва лицензии. Но считать проблемы в филиале Центркомбанка поводом для самоубийства - это очень теоретическая конструкция. При таком раскладе в России просто не осталось бы практикующих банкиров. Куда более значимым фактом в биографии банка является его связь с Межпромбанком. Связаны оба банка через одного владельца - Сергея Веремеенко. Александр Потемкин тоже начинал свою карьеру в Межпробанке, в котором он еще в 1998 году, возглавил управление банковских карт и вкладных операций филиала.
Политический выход
К этому моменту Центрокомбанк уже существовал. ООО «Центральный коммерческий банк» зарегистрировано в июле 1994 года в Москве. Но принадлежало совершенно другим людям. Веремеенко приобрел банк в 2003 году, когда в его жизни начались серьезные перемены. Он принял участие в президентских выборах 2003 года в Башкирии. Это был очень рискованный шаг. Даже на фоне боевых 90-х, Башкирия была настоящим полем для боевых сражений. Которые, продолжались в 2000-е, а эхо ощущается и сегодня. В центре всех конфликтов был и остается нефтегазовый комплекс, который как раз в 2003 году начал приватизироваться и приватизировался «в сторону» Урала Рахимова, сына тогдашнего президента республики, а сейчас политэмигранта, осевшего на берегах Дуная.
Сергей Веремеенко не просто участвовал в этих выборах. Считается, что он имел все шансы на победу. После первого тура он проигрывал тогдашнему долгожителю Муртазе Рахимову 18% голосов, которые вполне мог отыграть во втором туре. Но Кремль сделал ставку на старого лидера, после чего соперник Рахимова закрыл свои штабы в Уфе, а потом и вовсе заявил, что больше не претендует на пост главы республики. В результате во втором туре Рахимов набрал 78,01% голосов, а Веремеенко только 15,85%.
Развод
После выборов начался развод Веремеенко со своим старшим партнером - банкиром Сергеем Пугачевым, также политическим эмигрантом, который периодически меняет берега, перемещаясь с Сены на Темзу и обратно. В мае 2004 года Веремеенко и его семья вышли из состава владельцев Межпромбанка. После чего Сергей Веремеенко начал создавать новую банковскую империю. Для чего и был куплен Центркомбанк (ЦКБ) , который находился в тот момент в четвертой сотне российских банков с капиталом в 330 млн рублей. Новый владелец ЦКБ обещал в 2004 году вывести его в пятерку крупнейших, «вогнав» него $500 млн. живыми деньгами и «надлежащими активами». Казначейские функции учреждения ( обслуживание в первую очередь интересов собственного бизнеса Веремеенко) при этом сохранялись.
Несмотря на все грозные обещания Веремеенко, на момент отзыва лицензии Центркомбанк, согласно данным отчетности, на 1 сентября 2016 года занимал не пятое, а …206-е место в банковской системе России. Самое простое объяснение этому несоответствию - банк мог задумываться как запасной аэродром для всей группы Межпромбанка, а сам «развод» партнеров был частью бизнес-комбинации, которая просто не была доведена до конца из-за проблем у «старшего товарища». Тем не менее о том, что над банкиром Сергеем Веремеенко нависла какая-то опасность, ничего не известно. Его фамилия в связи с отзывом лицензии не упоминалась. И не исключено, что банкир уже находится на новом кредитном аэродроме.
«Башкирская партия» Сергея Веремеенко, кстати, тоже оказалась не такой уж проигранной. В конечном итоге у власти в республике в 2010 году оказался Рустэм Хамитов, давним знакомым и сослуживцем которого являлся Александр Веремеенко, работавший начальником УФНС по Башкирии в 2000-х годах, а до этого - гендиректором «Баштрансгаза».