Мэрию Новосибирска лишают чувства Локтя

Источник
Депутаты горсовета Новосибирска и Законодательного собрания Новосибирской области делят доходы от налоговых поступлений.
В городской администрации в открытую припоминают, что за нейтралитет мэрии на выборах губернатора региональные власти якобы обещали Новосибирску вернуть его бюджету 10 процентов НДФЛ. Областные же депутаты уверены: мэрия работает настолько неэффективно, что выделять ей дополнительные средства нецелесообразно.

«Новосибирск – Товарный»

– Кадровому составу мэрии глубоко наплевать на город и то, в каком состоянии он находится. При нынешнем положении дел даже если раз в неделю в город будет приезжать вагон с деньгами на станцию «Новосибирск – Товарный», то их все равно «рассосут», а порядок не наведут, – рассказывает «Октагону» вице-спикер регионального парламента Андрей Панферов.

– Когда город помоем, тогда и в театр пойдем, – емко объясняет Панферов суть претензий областных депутатов к работе «красной» мэрии. По его мнению, городская администрация «распыляет средства на дурные мероприятия» вместо того, чтобы «сконцентрировать» их на уборку города.

Его коллега в гордуме – вице-спикер муниципального собрания Антон Тыртышный –утверждает, что из-за дефицита средств городской бюджет поставлен перед выбором: ремонтировать дороги либо вывозить снег.

«Чтобы починить дороги в Новосибирске, нужно порядка 10 млрд рублей. Город может это сделать, но тогда он перестанет вывозить снег и убирать улицы – все упирается в объем денежных средств».

Антон Тыртышный | вице-спикер муниципального собрания

– Правда, хорошо отремонтировать все дороги в городе, но сделать мы это можем только при субсидиях из вышестоящих бюджетов, – поясняет он.

Более того, кроме якобы обещанного возврата 10 процентов НДФЛ в городской бюджет, в гордуме ожидают, что Новосибирску будет доставаться 50 процентов транспортного налога (сейчас только 20 процентов).

Ключевая позиция городских депутатов и администрации миллионника – финансовая самостоятельность Новосибирска.

– Финансовая самостоятельность – это, прежде всего, наличие доходных налоговых источников. Это та тема, которой очень много лет, она обсуждается с 2014 года, когда отобрали НДФЛ. Область вполне могла бы передать часть имущественного налога. Новосибирск строит очень много административных зданий: торговые центры, бизнес-центры, здания промышленного назначения. Все собственники этих зданий – юрлица, и они платят имущественный налог полностью в область. И это тоже не вполне справедливо, – говорит вице-спикер гордумы.

Вице-спикер законодательного собрания НСО справедливым считает перераспределение средств в пользу сельских районов.

– Я все время говорю, что Новосибирская область ни одним Новосибирском живет. КПРФ заявляет: «Сохраним село». Что им мешает поехать в село и восстановить его? Соберитесь в лучших традициях большевиков, оденьтесь в вещевой мешок, возьмите панцирный мешок, шинель и покажите, как надо хозяйство вести. Без денег ничего не сделать. НДФЛ, который «взяли» у города, уходит в районы области, которые нужно поддерживать. Не надо быть эгоистами, – говорит Панферов.

Пакт Локтя-Травникова

В 2018 году мэр Новосибирска Анатолий Локоть хотел попасть в кресло губернатора. На победу у него были все шансы: люди еще прощали ему «Пылесибирск», «Грязесибирск» и «Пробкосибирск». Да и против мэра пошел бы путинский назначенец – варяг из Вологды Андрей Травников, который не успел отработать в регионе, чтобы стать популярным. Но в Администрации президента не захотели отдавать еще одну победу КПРФ, и по коммунистической вертикали дошел приказ до Локтя: «От выборов отказаться!».

Решение Локтя отказаться от выборов губернатора вызвало недовольство в региональном отделении КПРФ. В партийных чатах до сих пор припоминают ему об этом и говорят: «Выбирай: либо первый секретарь партии, либо мэр-хозяйственник. Хватит совмещать!». Но пока все и все остаются на своих местах.

Отказ от губернаторских выборов привел к так называемому пакту Локтя-Травникова: мэру помогают сохранить кресло в администрации на второй срок, не выставляя в оппоненты сильного кандидата-единоросса, а нападки КПРФ на «Единую Россию» и наоборот в Новосибирске должны ослабнуть. В это время казна Новосибирска начинает разбухать от дотаций из региона – это еще одна договоренность. Однако губернатору и мэру сойтись в цене не удалось. В 2014 году, сразу после выборов главы города, у Новосибирска забрали в область 10 процентов НДФЛ. По словам самого Локтя, муниципалитет недополучает в казну 3,5 млрд рублей ежегодно.

Если в 2018 году НДФЛ еще хотели вернуть Новосибирску, то сейчас эту меру не обсуждают ни депутаты, ни руководители города и области. Несмотря на это, Новосибирску увеличили поступления от налога по упрощенной системе налогообложения – с 10 до 16,5 процента. Это компенсировало порядка 2 млрд рублей в год. Тогда Анатолий Локоть начал настаивать на финансовой самостоятельности городов-миллионников.

Конфликт городских и региональных властей вышел в открытую фазу еще в конце 2020 года, поводом стало принятие генплана города. В крупном лесном массиве города обнаружили участки под застройку. Депутаты заксобрания обратились к мэру, чтобы земле поменяли статус на зеленые зоны, а не раздавали бизнесу. На сессию, где обсуждали генплан, пришел вице-спикер заксобрания Андрей Панферов и попросил депутатов не затягивать принятие документа, а позже внести корректировки по зеленым зонам. Но в момент выступления депутату отключили микрофон, после чего он со скандалом покинул зал заседаний.

В кулуарах горадминистрации Локтя уверены, что скандал был затеян ради того, чтобы лишить муниципалитет части его полномочий. На уровне региона не отрицают, что полномочия могут забрать, если городские власти «продолжат безобразничать».

«Нормальный помещик свои земли не кроил, а тут каждый тащит свой кусок. Почему дальше надо на это смотреть?»

Андрей Панферов | вице-спикер регионального парламента

– Если вы не можете с этим (Территориями зеленых зон вокруг Новосибирска. – τ.) распорядиться и затащить к себе в подворье, то пусть заксобрание будет этим заниматься. И будем через комиссию деньги раздавать, это будет намного честнее, – возмущается в разговоре с «Октагоном» Андрей Панферов.

Двухгодичное обсуждение генплана затянулось еще на три месяца, за что городских властей наказали: заксобрание изменило региональный закон об особо охраняемых территориях. Теперь именно правительство принимает решение об их преобразовании, изменении границ и упразднении. Более того, только региональные чиновники смогут выдавать разрешения на строительство на таких землях.

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть даже поддержал такое решение. При том что исполнительную власть муниципалитетов не включили в число инициаторов создания новых специальных зон. В команде Локтя уступку объясняют тем, что умеренную позицию в этом вопросе занял губернатор Андрей Травников.

– Как мне известно, губернатор пока закрыл эту тему. Он выступил однозначно, что распределения градостроительных полномочий пока не будет. Это, прежде всего, потому, что у правительства уже достаточно рычагов, чтобы регулировать градостроительную политику мэрии без формального отъема этих полномочий, – объясняет вице-спикер муниципального собрания Антон Тыртышный.

Он добавляет, что поправки в Конституцию предполагают, что муниципальная власть теперь встроена в вертикаль власти.

– У нас поправки в Конституцию приняли о том, что муниципальный уровень является частью вертикали публичной власти. Даже если вы формально не отбираете полномочия, то вы можете руководить мэрией неформально, – говорит он.

Однако в Новосибирске есть мнение, что логика развития ситуации может привести к тому, что муниципалитет продолжат интегрировать в вертикаль власти формально, а Анатолий Локоть может стать последним избранным мэром – его сменит сити-менеджер.

– Это другая история уже. Но среди некоторых довольно ярких представителей «Единой России» есть высказывания о том, что было бы неплохо ввести сити-менеджеров. Идея такая, безусловно, есть. Но к ней негативно отнесутся горожане. Новосибирцы все-таки предпочитают самостоятельно выбирать, кто будет их мэром, а не просто принимать любого, кого им пришлют, – говорит Тыртышный.