«Надежда Савченко для всех нас — символ борьбы за Украину. Находясь в плену, она продемонстрировала настоящий, сильный, боевой дух украинского военнослужащего. Реакция украинской власти будет очень жесткой. Мы не успокоимся до тех пор, пока не будем иметь возможность сообщить маме Нади, что с ее дочерью, героической Надеждой Савченко, все в порядке». Обещание Петра Порошенко, передает его пресс-служба, прозвучало во время поездки президента Украины на Донбасс.
Порошенко подчеркнул: «Никто не имеет права похищать украинских граждан, украинских военных. Это нарушение всех без исключения международных соглашений, всех норм международного права, это категорически неприемлемо». В настоящий момент министерство юстиции готовит соответствующее заявление в Совет Европы, в котором просит признать вывезенную в Россию летчицу заложницей.
Речь идет о тридцатитрехлетней Надежде Савченко, штурмане-операторе вертолета Ми-24 и бомбардировщика Су-24, офицере украинских ВВС. В свое время Надежда служила в составе миротворческого контингента в Ираке. В 2011-м о ней сняли телепередачу: героиня даже внешне походила на «солдата Джейн» и хорошо запомнилась зрителям. И вот — новая, драматическая страница биографии. Надежда воевала на Донбассе, в составе добровольческого батальона «Айдар», и 19 июня, в районе города Счастье Луганской области, после тяжелого боя шла вытягивать из подбитых бэтээров раненых товарищей — и попала в плен к сепаратистам.
Уже на следующий день журналист одной из крупнейших российских газет при содействии деятелей Луганской народной республики записал видеодопрос арестованной. В кадре видно: женщина прикована наручниками к трубе отопления. У бандитов, конечно, свои законы, но журналисту-мужчине тоже не было стыдно во время такого «интервью»:
«…— Зачем вы пришли с оружием на эту землю?
— Это наша земля.
…— Если вас выпустят на свободу, вы опять придете сюда с оружием?
— Меня не выпустят, меня убьют. Причем убьют ваши русские власти по тем обвинениям, которые мне приписывают».
На вопрос о численности украинских войск в регионе Савченко ответила: «Против вас — вся Украина». Ни слез, ни просьб…
Общественный резонанс, вызванный роликом, выложенным в Сеть, оказался настолько мощным, что возникла даже инициативная группа, которая намеревалась рвануть на восток и силой вызволить Надю из плена — не дожидаясь, пока официальный Киев проведет переговоры по обмену пленными. Но в течение десяти дней сепаратисты ничего не сообщали о судьбе Савченко. Потом — очередная невероятная весть. Савченко уже на территории Российской Федерации, в Воронеже, в СИЗО № 3, в камере-одиночке… Каким образом Надежду переместили через государственную границу, пока объяснений нет ни у кого, включая генерального прокурора Украины Виталия Ярему (впрочем, история российского оппозиционера Леонида Развозжаева, похищенного из Киева осенью 2012 года, показала, что спецслужбам России закон не писан).
Ни мать Надежды, ни сестру Веру в СИЗО не допустят, «утешил» по телефону родных государственный адвокат Николай Шульженко, предоставленный российской стороной. Но камера и вообще условия здесь образцовые, подчеркнул он, поскольку в изоляторе находятся совершившие преступления женщины с новорожденными детьми.
9 июля Следственный комитет РФ вынес Надежде Савченко обвинение в пособничестве убийству журналистов ВГТРК. Следователи утверждают, что она передавала силовикам координаты, по которым в результате минометного обстрела погибли репортер Игорь Корнелюк и оператор Антон Волошин. По решению Воронежского областного суда украинская летчица будет находиться в СИЗО до конца августа.
При этом представитель СК РФ Владимир Маркин в интервью радиостанции «Говорит Москва» заметил, что Киев не обращался к России с просьбой об освобождении летчицы, да и перспектив, мол, такое обращение не имеет.