В 11 часов утра в воскресение, 4 сентября, на сайте «Новой газеты», которая в последнее время неоднократно анонсировала крупные кадровые перестановки в силовом блоке и спецслужбах страны, и которая располагает надежными источниками как внутри ведомств, так и в той политической среде, где подобные кадровые решения принимают, появилось сообщение о скорой отставке министра МЧС Владимира Пучкова.
Поводом к отставке стали события последних нескольких месяцев – по данным источников «Новой газеты», это гибель целого спасательного отряда на шахте «Северная» в республике Коми в феврале, и катастрофа борта Ил-76 под Иркутском в июле, и гибель главы МЧС по Приморскому краю во время недавнего наводнения. Но основной причиной стала совокупность проблем – МЧС под управлением Владимира Пучкова всего за 3-4 последних года из одного из самых эффективно работавших министерств страны превратилось в плохо управляемую структуру, которую впору саму спасать от некомпетентности, грубейших профессиональных ошибок и накопившихся социальных проблем – утечки кадров, кризиса неплатежей, необоснованных сокращений, интриг и кадровых чисток неугодных.
Министерство, служить в котором еще недавно считалось особой привилегией, сегодня находится на грани развала. Всего лишь три месяца назад в прессе появились сообщения о том, что в конце прошлого года представители пожарной службы готовы были пойти на ранее просто немыслимый шаг – они были готовы выйти на акцию протеста в Москве в Театральном проезде, перед главным зданием министерства. Дело в том, что только в прошлом 2015-м году в ходе оптимизации структуры, численности и бюджета МЧС из министерства были уволены более 10 тысяч человек. Тем не менее, на начало 2016 года долги министерства перед пожарными превысили 4,5 млрд рублей. Впрочем, отсутствие денег – не единственная проблема внутри МЧС, которая свидетельствует о системном кризисе внутри ведомства, и на которую сегодня обращают внимание сотрудники. В рамках «оптимизации» в ведомстве продолжаются масштабные сокращения, под которые попадают специалисты самого разного профиля, а большое количество должностей уже перевели из военных в гражданские — так меньше денег уходит на зарплаты. На 70% сократили пожарный надзор — одно из управлений МЧС, которое, с одной стороны, за последние 2 года превратилось чуть ли не в самое коррумпированное подразделение. Но с другой стороны – за пожарную безопасность теперь просто некому отвечать.
Многими ранее считалось, что Пучков – «человек Шойгу», хотя таковым он никогда не был. А поддержку он когда-то получил как один из сотрудников руководящего аппарата МЧС. Однако первыми же своими действиями на новой должности Пучков умудрился сам себя дистанцировать от прежних традиций министерства и принятых там профессиональных подходов к делу, зачем-то занявшись переписыванием истории ведомства и собственной героизацией. Еще одним свидетельством того, что Пучков никогда не был «человеком Шойгу», эксперты считают тот факт, что новый министр предпринял все возможное, чтобы остатки команды прежнего министра МЧС просто развалить. Итогом стал отток квалифицированных кадров из стен министерства и, о чем сегодня безусловно приходится только сожалеть, - потеря ведомством популярности среди населения. Пучков должен был понимать, что главным в МЧС всегда была эффективность работы ведомства, а не достижения отдельного руководителя, созданные с помощью различного рода пиар-инструментов и медийных мероприятий. Ведь МЧС всегда любили именно за реальные успехи спасателей.
Итогом непродуманных кадровых перестановок и структурных «реформ» внутри министерства стали профессиональные провалы. На абсолютную неэффективность работы сегодняшнего руководства МЧС только в сфере пожаротушения указывают цифры, приведенные в этом году Генеральной прокуратурой, которая оценила предварительный ущерб, причиненный государству в результате лесных пожаров в России с начала года, в 21,8 миллиарда рублей. При этом затраты на тушение составили 19,3 миллиарда рублей, что составляет 88 процентов от общей суммы.
Интересно, что в декабре прошлого года, когда многие пожарные не получили зарплату, внутриведомственным отделам по противодействию коррупции поручили следить за обстановкой на местах, «чтобы личный состав не совершил маленькую революцию». Теперь же руководством МЧС принято решение о том, что отделы по противодействию коррупции, например, в Северо-Западном и Приволжском региональных центрах МЧС в ближайшее время будут расформированы. В министерстве утверждают, что эта мера — часть работы «по повышению готовности». Сами сотрудники полагают, что таким образом их пытаются наказать за эффективную работу. Борьба с коррупцией обернулась увольнением борцов.
На кадровые чистки, ставшие визитной карточкой Владимира Пучкова, не так давно обращали внимание и руководители НОД (Национального освободительного движения), в своих письмах в Администрацию Президента, ФСБ и в Генпрокуратуру сообщавшие о том, что «по приказу Пучкова сокращаются все сотрудники старше 45 лет по выслуге лет, увольняют опытных и профессиональных людей. Причем увольнения сотрудников проводятся серьезными нарушениями трудового законодательства… Увольняли даже беременных женщин… Сократили всех, кто работал на высотной технике. Итог – огромные сложности при тушении пожаров выше 6 этажа… Сокращаются все спасательные подразделения на 30-40%, горных спасателей вообще планируют распустить…»
На фоне критических материалов в СМИ и громких заявлений близких к власти общественных организаций, которые не были блокированы на уровне федерального центра, а, возможно. даже были им одобрены, устойчивые слухи о скорой отставке Владимира Пучкова не вызывают никакого удивления. Вполне вероятно, что уволить министра МЧС Кремлю действительно удобнее до выборов - факт отстранения от власти непопулярного министра можно превратить в электоральный сигнал о готовности спасать само МЧС.
От увольнения Пучкова выиграть могут многие. И не проиграет вообще никто - за 4 года работы на посту министра Пучков нигде не обрел союзников, став при этом чужим в некогда родных стенах.