26 февраля в США продолжится процесс по делу россиянки Марии Бутиной. В июле прошлого года она была арестована сотрудниками ФБР по обвинению в связях с российской разведкой и «проникновении в организации с целью продвижения интересов РФ» – Бутина активно встречалась с американскими политиками.
В России с самого начала заявляли, что Мария Бутина не имеет отношения к разведке и является частным лицом. Что стоит за «делом Бутиной» – очередное проявление шпиономании, провокация американцев или провал наших спецслужб? Своим мнением с «Нашей Версией» поделился полковник госбезопасности в отставке, бывший сотрудник Управления внешней контрразведки ПГУ КГБ СССР Игорь ПРЕЛИН.
– Игорь Николаевич, как вы оцениваете эту историю с Бутиной?
– Я бы ответил на ваш вопрос так. Существует группа людей, которых называют искателями приключений. Хотя французы, на мой взгляд, придумали более подходящее наименование – авантюристы. Это люди, которые на свой страх и риск без соответствующей подготовки лезут в горы, идут в глухую тайгу, сплавляются по бурным рекам. В результате попадают в разные передряги, пропадают, и для их поиска и спасения приходится организовывать чрезвычайно дорогостоящие спасательные операции, используя корабли и самолеты. В последние десятилетия в связи со свободным выездом за границу появилась категория авантюристов другого плана. Они как туристы-индивидуалы едут за рубеж искать лучшей жизни, не зная при этом законов этих стран, не зная, какие там обычаи и нормы поведения. Вступают там в какие-то сделки, открывают бизнес, а самое страшное – начинают заниматься еще и политикой. И это в ситуации, когда Россию и так постоянно обвиняют во всем и вся.
Сейчас по миру десятки российских граждан сидят за разные мнимые и реальные преступления, которые они либо не совершали, либо совершали по незнанию. Но часто бывает и так, что россияне попадают в различные переделки из-за желания легко и быстро заработать.
Сидят за хакерство, за мошенничество, за какие-то темные махинации. Если помните, была история с девушкой по фамилии Затуливетер, которая в Британии устроилась помощником к члену палаты лордов, большого любителя прекрасного пола, и которую затем британцы обвинили в шпионаже. Ее тогда еле вытащили, так что ей еще повезло. А в США уже который год сидят в тюрьмах Виктор Бут и Константин Ярошенко, которые ради заработка влезли в какие-то авантюры с перевозкой грузов, включая наркотики и оружие.
– Тем не менее у нас всегда заявляли, что все они невиновны. А у Бутиной не нашли ни оружия, ни наркотиков. За что же она сидит в камере?
– Она поехала в США по своей инициативе заниматься какой-то общественной деятельностью, связанной со свободным оборотом оружия. Там вступила в некие организации, стала заводить связи с влиятельными людьми, которые имеют отношение к политике. В итоге МИД России стоит на ушах, общественность беспокоится, мы нанимаем адвокатов, тратим громадные деньги, время, силы, оправдываемся, престиж страны падает. Чтобы выручить Бутину, пришлось нанимать американских адвокатов. А кто их оплачивает? Предположительно, ей вынесут приговор, дадут от трех до пяти лет, а заодно приговорят к штрафу в 250 тыс. долларов. Кто будет платить этот штраф? Государство? А с какой стати мы должны расплачиваться за ее безответственность и глупость?! Надо гражданам РФ наконец понять, что за рубежом нельзя ввязываться в авантюры, а следует соблюдать местное законодательство. Если уж вы едете в какую-то страну, изучите ее законы и дружите со здравым смыслом – не влезайте в сомнительные дела и не втягивайте в них свою страну. Потому что можно утверждать что угодно, но есть факт – Бутина, как известно, заключила сделку со следствием и признала свою вину. О чем после этого говорить?
– Но, может быть, ее вынудили сделать это?
– Понятно, что для нее сейчас главное – выбраться оттуда. К тому же мы не знаем, какие рекомендации давали ей американские адвокаты и российские дипломаты, действует ли она в соответствии с этими рекомендациями или вопреки им. Как человек с опытом работы в спецслужбах, я ее не осуждаю по причине того, что она человек неподготовленный и не обученный поведению в подобных ситуациях. Потому требовать от нее какого-то мужественного поведения очень сложно, оценка ее поведения зависит от многих факторов. Мы многого не знаем, но в любом случае ее и Бута, и Ярошенко надо спасать, их надо вытаскивать из тюрьмы, как и еще десятки людей, которые сидят в зарубежных тюрьмах.
Другое дело, если бы так же, как Бутина, поступил разведчик-профессионал, оказавшийся в американской тюрьме, то есть сделал бы какие-то признания и заключил какие-то сделки со следствием. Это однозначно было бы расценено как предательство.
Сидел в американской тюрьме Рудольф Абель, сидел в английской тюрьме Конон Молодый, им многократно предлагали заключить сделки, вступить в соглашение с властями и все рассказать, обещали за это золотые горы, но они на это не пошли.
– А какие у спецслужб есть возможности по освобождению наших граждан из зарубежных тюрем?
– Я имел непосредственное отношение к освобождению из застенков нашего разведчика-нелегала, Героя России Алексея Михайловича Козлова, ныне, к сожалению, покойного. В 1980 году в результате предательства исполняющего обязанности резидента КГБ в Лондоне Олега Гордиевского, перебежавшего к англичанам, он был арестован в ЮАР. Так вот, Козлов содержался в тюрьме в тяжелейших условиях: его и били, и различными способами пытали, неоднократно выводили на инсценировку расстрела, но он держался чрезвычайно мужественно. Я в это время работал в резидентуре КГБ в Анголе, и мы непосредственно занимались поиском возможностей по его вызволению. Для этого было решено использовать так называемый обменный фонд. Сперва пытались обменять Козлова на задержанных нами американцев или других иностранцев, но юаровцы не соглашались. Стало ясно, что обменять Козлова удастся только на каких-то граждан ЮАР. И в 1982 году нам, можно сказать, повезло: юаровцы организовали диверсию на нефтеперегонном заводе в столице Анголы Луанде. В результате неправильных действий этих диверсантов произошел преждевременный взрыв, отчего один из них погиб. Двое других попытались уйти. По плану за ними должна была прийти подводная лодка, но в это время был отлив, и для того чтобы дождаться прилива, они решили уйти в глубь Анголы. Была организована войсковая операция по их поиску, их задержали и через несколько месяцев Козлова удалось обменять. Так что при желании возможно все.