Тверской райсуд Москвы санкционировал арест на два месяца бывшего заместителя министра просвещения и вице-президента Сбербанка Марины Раковой. Госпоже Раковой инкриминируется организация схемы хищений 50 млн руб., выделенных на национальный проект «Образование». Помимо Марины Раковой фигурантами дела являются арестованные ранее ее гражданский муж Артур Стеценко — бывший гендиректор Фонда новых форм развития образования, через который якобы и похищались выделенные на нацпроект деньги, а также ее экс-подчиненные — управляющие директора дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка Максим Инкин и Евгений Зак, ранее являвшиеся руководителями фонда, и Кристина Крючкова — исполнительный директор Московской высшей школы социальных и экономических наук.
Марина Ракова хотя и с небольшой вероятностью, но могла избежать ареста по делу об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), которое ведет главное следственное управление ГУ МВД России по Москве. Как утверждает источник “Ъ”, следствие до последнего вело с экс-чиновницей переговоры. В частности, экс-замминистра и вице-президенту «Сбера» предложили дать признательные показания, оформив досудебное соглашение о сотрудничестве. Взамен ей якобы обещали, что следствие станет ходатайствовать лишь о домашнем аресте.
Однако стороны, судя по всему, не договорились. Во всяком случае, в четверг вечером Марину Ракову, которая отказалась признать свою вину в инкриминируемом ей деянии, доставили в Тверской райсуд Москвы, где следователь ходатайствовал о заключении ее под стражу. Что решение будет не в пользу обвиняемой, было ясно с самого начала. Оставаясь на свободе, считают в полиции, фигурантка может оказать давление на свидетелей или уничтожить улики по делу. Тем более что еще 30 сентября она не явилась на допрос и подалась в бега. И ее даже пришлось объявить в федеральный розыск. Аргументы бывшей высокопоставленной чиновницы и топ-менеджера «Сбера» — о ее увольнении банк объявил еще 4 октября,— что она не скрывалась и сама вместе со своим адвокатом добровольно пришла к следователю, суд не убедили. Дело в том, что сдалась женщина лишь 6 октября, после того как накануне был задержан и в тот же день арестован все тем же Тверским райсудом ее гражданский муж Артур Стеценко.
Как полагают следователи, последний не только покрывал побег своей сожительницы, но и сам вместе с ее бывшими подчиненными участвовал в махинациях в качестве гендиректора Фонда новых форм развития образования, через который якобы и были украдены выделенные на нацпроект 50 млн руб.
Защита просила избрать подследственной любую меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей, считая, что для помещения подследственной в СИЗО нет никаких оснований. Однако судья арестовал госпожу Ракову до 6 декабря.
Как уже рассказывал “Ъ”, столичная полиция считает, что госпожа Ракова, находясь в должности заместителя министра просвещения РФ, в 2019 году вначале пролоббировала выделение курируемому ею же Фонду новых форм развития образования бюджетных средств, предназначенных на реализацию госконтрактов в рамках федерального проекта «Учитель будущего» — составной части национального проекта «Образование». В реализации задуманного, по версии следствия, Марине Раковой помогали управляющие директора дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка Максим Инкин и Евгений Зак, ранее являвшиеся руководителями Фонда новых форм развития образования, а также экс-сотрудница фонда Кристина Крючкова. В качестве подрядной организации руководством фонда была привлечена Московская высшая школа социальных и экономических наук. Как считают в полиции, выполненные работы «по качественным характеристикам» не соответствовали требованиям, а указанные в техническом задании цели не были достигнуты. В МВД уверены, что акты выполненных работ участники аферы фальсифицировали, а деньги похитили и разделили между собой.