Марат Муратов лишил Вагиза Мингазова вечности

Источник
Товарный знак, сформированный из первых букв имени и фамилии создателя крупнейшей молочной империи в Татарстане, теперь может использовать кто угодно.
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», Роспатент прекратил правовую охрану товарного знака «ВАМИН», который, как выяснили с изумлением антикризисные управляющие агрохолдинга, пришедшие туда в начале года, был записан на сенатора от Татарстана и его создателя Вагиза Мингазова. В качестве причины указано банальное «прекращение предпринимательской деятельности правообладателя». Эксперты, опрошенные корреспондентами «БИЗНЕС Online», высказали мнение, насколько привлекателен бренд и сколько может стоить имя обанкротившегося предприятия.

Роспатент прекратил правовую охрану товарного знака «ВАМИН», сформированный из первых букв имени и фамилии создателя крупнейшей молочной империи в РТ Вагиза Мингазова

Роспатент ВЫЧЕРКНУЛ «ВАМИН»

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) прекратила правовую охрану товарного знака «ВАМИН». Информацию об этом газете «БИЗНЕС Online» вчера подтвердил конкурсный управляющий ОАО «ВАМИН-Татарстан» Сергей Кондратьев, который еще в апреле обратился в федеральное ведомство с соответствующим заявлением. Правовая охрана бренда прекращена с 12 сентября, пояснил он газете «БИЗНЕС Online», письмо из Москвы пришло на прошедшей неделе. В ответе в качестве причины указано «прекращение предпринимательской деятельности правообладателя».


«Рассмотрев представление 07.05.2013 заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака №221258, поданное от имени ОАО «ВАМИН», 420054, Казань, ул. Лебедева, 4, уведомляю о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака №221258 в связи с прекращением предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя – правообладателя», - сказано в официальном ответе за подписью руководителя Роспатента Бориса Симонова.

«Ответ Роспатента фактически ставит точку в существовании бренда», - отметил Кондратьев. В продуктовых магазинах, в том числе в крупных торговых сетях продукция под брендом «ВАМИН» уже не представлена. Об этом нашей газете сообщили в ЗАО «Тандер» (магазины «Магнит») и Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»).

Напомним, что на рынке вместо «ВАМИНа» теперь представлен другой игрок – компания «Просто молоко» с аналогичным брендом. Она работает на мощностях обанкротившегося «ВАМИНа». Документы на регистрацию торгового знака «Просто молоко» (причем сразу на 71 позицию наименования товара) были поданы параллельно с заявлением о ликвидации бренда «ВАМИН». По сути дела, ликвидация старого бренда и ребрендинг – это реализация антикризисной стратегии команды под управлением Марата Муратова, который пришел на тонущий «ВАМИН» зимой 2013 года, покинув кресло первого зама руководителя аппарата президента РТ. До этого он с первой половины нулевых возглавлял республиканское агентство «Татмедиа».

«ВАМИН» – НЕ «БИЛАЙН».  ЗАИНТЕРЕСУЕТ ЛИ ОН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ?..

Теперь по существующим законам бренд «ВАМИНа» теоретически может использовать любая другая компания. «После прекращения действия исключительного права другая организация может подать заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент на общих условиях», - пояснил газете «БИЗНЕС Online» Айрат Гатин, генеральный директор ООО «Юридический центр «Правосудие». Причем новое заинтересованное лицо может использовать бренд в хозяйственном обороте без регистрации и согласования с предыдущим обладателем знака, чьи права прекращены, отмечает «БИЗНЕС Online» Эмиль Алиаскаров, адвокат фирмы «Юстина-Казань». Но добавляет, что подобным образом могут поступить сразу несколько компаний. «Его использование без регистрации не защищает право на использование со стороны других лиц», - отмечает он.

«Товарный знак с момента прекращения его правовой охраны де-юре товарным знаком уже не считается, а представляет собой лишь обозначение, которое может быть зарегистрировано в качестве товарного знака любым заинтересованным лицом, - рассказала газете «БИЗНЕС Online» Рина Хисамова, юрист Sergis. - То есть любая другая компания вправе обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности Российской Федерации с соответствующей заявкой и в результате успешного прохождения всех этапов регистрации товарного знака стать его законным правообладателем».

Хисамова при этом уточнила важную деталь: в случае, если этот товарный знак обладает высокой различительной способностью, например, как «Билайн», то Федеральная антимонопольная служба РФ может признать действия компании, попытавшейся зарегистрировать старый бренд под своим крылом, «недобросовестной конкуренцией и получением незаконных преимуществ перед иными хозяйствующими субъектами».

«Вместе с тем нельзя однозначно сказать, что любое лицо с этого момента может использовать обозначение «ВАМИН» для молочной продукции. Пока существует юридическое лицо – ОАО «ВАМИН», действует его исключительное право на фирменное наименование «ВАМИН» как на средство индивидуализации в отношении аналогичной продукции, – считает Григорий Бусарев, руководитель агентства «Артпатент». – Существование данного предприятия в качестве юридического лица, пусть даже не осуществляющего уже свою фактическую деятельность, но имеющего такую богатую историю использования марки «ВАМИН», также может препятствовать попытке других лиц зарегистрировать на себя данный товарный знак».

Сам Кондратьев затруднился ответить, насколько данный бренд может быть интересен другим компаниям, но отметил, что он фактически «изжил себя». «Во сколько может быть оценено банкротное предприятие? Да, Мингазов оценивал свой бренд в 53 миллиона, но сейчас там нет никакого производства», - сказал он.

РАСКРУТКА БРЕНДА ЧЕРЕЗ МИХАИЛА ЕВДОКИМОВА И ДЕТЕЙ МИНГАЗОВА

Рекламная фирма «Концепто» 6 лет занималось раскруткой продукции компании «ВАМИН» через дилеров и работу с регионами. Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» директор компании Наталья Хамидуллина, большой упор приходилось делать на рекламу майонеза. В данном сегменте рынка очень высокая конкуренция, поскольку его производство не представляет большой технологической сложности, а продавать надо было «на всю страну». Поэтому раскручивать приходилось в основном данное направление, в частности, был изготовлен рекламный ролик майонеза «ВАМИН» «Всем мужикам нравится!» с участием Михаила Евдокимова. А реклама, например, сыров Мингазова в раскрутке не нуждалась.

«Сделать майонез может любой, а сделать твердый сыр можно только путем высокотехнологичного производства, которое требует огромного количества времени. Ваминовские сыры были отменные, их ела вся страна. Он был стратегическим продуктом, потому что на нем держался весь оборот. Соответственно, мы их не рекламировали, мы рекламировали майонез», - говорит Хамидуллина.

Она вспоминает, что часто обсуждала с Мингазовым сам бренд «ВАМИН», который происходит от первых букв его имени и фамилии. «Еще есть такая аминокислота, которая используется в послеоперационном периоде. Я говорю Мингазову: «ВАМИН» – это же  медицинское средство, аминокислота. Он отвечал: «Никто не знает про это, все знают Вагиза Мингазова».

Кстати, по словам Хамидуллиной, при создании рекламных роликов Мингазов любил снимать своих родственников. «У нас есть большое количество роликов с участием детей и внуков Вагиза Василовича», - вспоминает она.

Тем не менее сегодня бренд «ВАМИН», по мнению Хамидуллиной, узнаваем в республике «на 100 процентов». «Он стоит ровно столько, сколько сказал Вагиз Мингазов - цифра называлась в 53 миллиона рублей. Он стоит дорого», - отмечает директор компании. С ней согласен Наиль Галеев, исполнительный директор ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

- Как бы мы не относились к бренду «ВАМИН», он был узнаваем. Люди покупали продукты под этим названием, считая, что это наше, пусть и не шедевральное, но посконное и натуральное. Из татарского села. А что такое «Просто молоко»? Это большой вопрос для обывателя. И чтобы добиться такой же узнаваемости хотя бы в Татарстане, новая компания «Просто молоко» должна вложить в раскрутку бренда десятки, если не сотни миллионов рублей. Так что я бы не стал однозначно трактовать такие ходы нового менеджмента по «убиванию» старого доброго бренда, пусть и с подмоченной репутацией. Нужно все-таки разделять - политические проблемы Вагиза Мингазова и его холдинга и отношения потребителей к бренду «ВАМИН».

ВЕСЬ БРЕНД ДЕРЖАЛСЯ НА ОДНОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Однако директор рекламной компании «Грани» Андрей Абиняков в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» высказал противоположное мнение. «Думаю, вряд ли бренд «ВАМИН» что-то стоит. Можно придумать более интересную марку, которая будет круче «ВАМИНа», и раскрутить ее за короткий срок. У этого бренда нет ни идеологии, никаких ценностей. Это просто название и значок», - считает он, отмечая при этом, что бренд «ВАМИН» в республике все же узнаваем, поскольку на данном рынке не так много игроков.

«Боюсь, что никого не заинтересует этот бренд, никто не станет его использовать, - считает Абиняков. - Весь бренд держался на одном человеке. На Западе случаи, когда бренд переходит от одной компании к другой, происходят сплошь и рядом, у нас же такая практика встречается реже. Например, Тиньков продал свою торговую марку, но насколько она сейчас успешна? Боюсь, что не очень. В свое время была такая марка – сотовая связь Santel, ее передали МТС, те ее успешно «похоронили», потому что за этой маркой тоже ничего не было. Были вышки, была инфраструктура, были люди, был бизнес, но бренд ничего не стоил», - заключил он.