МАКовые войны

Источник
Скандал вокруг парка российских авиакомпаний в меньшей степени связан с безопасностью полетов — скорее всего, только бизнес.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) попытался ограничить эксплуатацию в России самых популярных в мире самолетов — Boeing семейства 737. В ответ российские власти требуют ограничить влияние на отечественную гражданскую авиацию главы МАК и бывшей совладелицы стоящей на пороге банкротства «Трансаэро» Татьяны Анодиной. Общественная палата предлагает перераспределить полномочия МАК в сфере безопасности полетов в пользу Росавиации, а депутат Госдумы Александр Старовойтов просит Генпрокуратуру проверить деятельность Анодиной.

На прошлой неделе Авиарегистр Межгосударственного авиационного комитета внезапно — и для федеральных ведомств, и для авиакомпаний — приостановил сертификаты типа на Boeing 737. Как следует из пояснений на сайте ведомства — это сделано фактически от беспомощности. Когда началось расследование крушения Boeing 737 в Казани (катастрофа произошла в ноябре 2013 года), Росавиация предположила, что трагедия произошла из-за конструктивных недостатков самолета (проблем с системой управления рулем высоты), но при этом представитель ведомства поставил свою подпись под проектом отчета по результатам расследования. А потом — отозвал.

А дальше — история с крахом «Трансаэро», глава МАК Татьяна Анодина продала своему сыну и владельцу крупнейшей частной авиакомпании России Александру Плешакову 3% акций компании, которые были у нее в собственности, и по странному стечению обстоятельств возглавляемое Анодиной ведомство решило пустить в дело письмо Росавиации о Boeing 737. Росавиация проигнорировала действия МАК и отказалась вводить запрет на эксплуатацию самого популярного в России и в мире самолета.

Говорят, действия Межгосударственного авиационного комитета сильно разозлили правительство.

Автор заявления в прокуратуру депутат Александр Старовойтов полагает, что приостановление сертификатов типа на Boeing 737 не произошло раньше только потому, что у госпожи Анодиной был «свой коммерческий интерес, и он четко прослеживается» — она не могла запретить самолеты, которые составляли почти половину парка авиакомпании, которой владеет ее семья.

Но депутат не уверен, что Генпрокуратура сможет ответить ему по существу — МАК не является «внутрироссийским» ведомством, а его представители обладают дипломатической неприкосновенностью.

Межгосударственный авиационный комитет был создан еще в 1991 году и фактически стал правопреемником части полномочий Комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, Комиссии по государственному надзору за безопасностью полетов воздушных судов и Министерства гражданской авиации СССР. Членами соглашения о МАК тогда стали 12 государств СНГ (в прошлом году из соглашения вышла Грузия).

Некоторые авиационные специалисты указывали на отсутствие четких разграничений полномочий между МАК, Росавиацией, Ространснадзором и Минтрансом еще несколько лет назад. В 2012 году против МАК выступал Игорь Трунов — адвокат родственников погибших членов экипажа самолета Як-42, который разбился под Ярославлем, его поддерживал специалист по безопасности полетов летчик-испытатель Владимир Герасимов. Трунов и Герасимов настаивали на том, что одно и то же ведомство не может заниматься сертификацией самолетов и аэродромов и — одновременно — расследованием авиакатастроф, потому что в случае чего не сможет указать на свои собственные ошибки и просчеты.

Характерно, что о противоречиях в полномочиях МАК и о конфликте интересов председателя МАК Татьяны Анодиной стало известно не на прошлой неделе и даже не 5 лет назад — так же как и о многих других проблемах в области обеспечения безопасности полетов. Но во вторник — после того, как члены правительства крайне негативно отреагировали на попытку МАК запретить Boeing 737, свою позицию по поводу ведомства решилась сформулировать Общественная палата, назвав работу комитета «правовым нонсенсом в сфере безопасности авиаперевозок».

И Общественная палата, и депутат Старовойтов говорят о необходимости передачи части полномочий МАК Росавиации. Правда, от конфликтов интересов не застраховано и это ведомство. Особенно в части расследования авиационных происшествий.

А в это время

Депутаты Госдумы не оставляют попыток «отметиться» в дискуссии о проблемах безопасности полетов. Зампред Комитета по промышленности Владимир Гутенев подготовил проект закона о запрете эксплуатации самолетов старше 15 лет (депутат озвучил эту инициативу сразу же после крушения Airbus A321 на Синайском полуострове) и направил его для получения отзыва в правительство. Депутаты КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов обратились к президенту с предложением запретить полеты не только в Египет, но еще в Турцию и Тунис — потому что эти страны «входят в зону влияния боевиков ИГИЛ» (запрещенной в России террористической организации). Их поддержал член Совета Федерации Игорь Морозов. Есть ли у депутатов реальные основания для такого требования — не ясно. Зато очевидно, что круг их профессиональных интересов очень широк: одновременно с обращением к Путину они направили письмо Медведеву — просят рассмотреть возможность введения санкций против представителей Всемирного антидопингового агентства WADA.
Персоны Компании
«По катастрофе «Боинга» хотят устроить показательный суд»
Дело о крушении борта авиакомпании «Татарстан»: «стрелочники» найдены в Казани?
Закрытие Египта: к каким убыткам готовиться гражданам и бизнесу
В пятницу Россия приостановила авиасообщение с Египтом. Турбизнес начал подсчитывать убытки от потери главного новогоднего направления. Только на вывозе россиян с египетских курортов туроператоры потеряют $10 млн.
Посадка Плешаковых: основатели «Трансаэро» уехали из России
Как стало известно Forbes, основные владельцы проблемной авиакомпании находятся за рубежом.
Полет по путевке: как устроен рынок чартерных перевозок в России
Чартерные перевозки оказались в центре внимания после крушения самолета «Когалымавиа» в Египте. Forbes изучил, как возник, развивался и попал в кризис этот рынок.
Жесткая посадка: какие последствия будут у запрета на полеты Boeing
Межгосударственный авиационный комитет объявил о запрете использования в России самолетов Boeing 737. Авиаперевозчики не верят в запрет: в случае его вступления в силу «летать перестанет половина российских авиакомпаний»
«Черный ящик» оказался пустым
Параметрический самописец А321 не раскрыл причину его катастрофы.
Плешаковы обвинили Филева в срыве сделки по «Трансаэро»
Совладельцы авиакомпании считают, что Филев нарушил договор о ее спасении после встречи с «Аэрофлотом».
"Трансаэро" не взлетела и со второй попытки
Владислав Филев отказался покупать авиакомпанию.
Чеченско-турецкий след в гибели рейса 9268
Владелец “Когалымавиа”, уроженец Чечни Исмаил Лепиев, начинал бизнес в Петербурге. Его партнер-земляк сегодня отмечает день рождения.
Следователи разбираются в самолетах и финансах «Когалымавиа»
В прошлом году прибыль авиакомпании упала в 36 раз, а долги увеличились почти втрое.
«Мы в сделке, и никаких шагов назад не будет»
Совладелец «Сибири» Владислав Филев о судьбе «Трансаэро».
Филевская линия: «Трансаэро» — «Сибирь»
Forbes оценил состояние Владислава и Натальи Филевых в 15 млрд рублей.
"Трансаэро" не спаслась в "Сибири"
Вокруг компании разгорается новый скандал.
СК проверит «Трансаэро» на махинации с отчетностью и сговор с банками
Депутат подозревает «Трансаэро» и ее кредиторов в преднамеренном сговоре, а бухгалтеров перевозчика — в манипулировании финансовыми показателями.
Глава «Библио Глобус» – РБК: «Мы обсуждали слияние с «Трансаэро»
Летом туроператор «Библио Глобус» перечислил «Трансаэро», оказавшейся на грани банкротства, около 8 млрд руб. за билеты для своих клиентов. Что ждет туристов, РБК рассказал основатель «Библио Глобуса» Александр Туголуков.
«СарАвиа» закрыли границу
Авиаперевозчику запретили выполнять международные рейсы.
Откуда «Буки» растут
Версии трагедии «Боинга» разошлись по месту пуска ракеты.
"Нельзя повторять ошибок, нельзя заигрываться"
Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев о кризисе вокруг "Трансаэро".