Проведение судебных экспертиз давно стало полем, на котором кроме опытных специалистов, пытаются отметиться всякого рода теневые комбинаторы. Когда же речь идет о вопросах, связанных с кадастровой оценкой недвижимости, интерес сомнительных личностей заметно возрастает. Учитывая стоимость объектов недвижимости в столице, можно смело говорить о том, что и уровень конкуренции здесь гораздо выше, чем в регионах. А это значит, что и желающих погреть руки найдется больше, причем на самых разных уровнях – от ловкого оценщика до служителя Фемиды. Как работают «серые» схемы, разбирался специальный корреспондент «Компромат ГРУПП» Георгий Волгин. Как работают серые схемы Сегодня мало зарегистрировать экспертное учреждение и укомплектовать его специалистами. Обеспечить их работой – вот что главное. А где принимается больше всего решений о проведении экспертизы? Правильно, в судебных инстанциях, сотрудничество с которыми гарантированно дает кусок хлеба, причем с маслом и красной икрой.
Схема примерной раскрутки выглядит следующим образом. Руководитель экспертного бюро устанавливает тесные контакты в судейском сообществе с целью привлечения клиентуры. А поскольку экспертов сегодня предостаточно, то судью необходимо правильно мотивировать к сотрудничеству. Соловья, как известно, баснями не кормят, потому главное - озвучить цену вопроса, то есть, обговорить процент, причитающийся высокопоставленному неформальному партнеру от каждой сделки с клиентом.
Понятно, что все описанное за версту отдает криминальным душком. Зато, если получится наладить такое сотрудничество, то можно вполне безбедно существовать. Ведь количество разного рода экспертиз, назначаемых российскими судами, огромно и заключение специалиста нередко становится документом, на котором базируется судебное решение или приговор. Специфика МосгорсудаРазного рода махинации экспертов в сфере кадастровой стоимости уже давно замечены журналистами. Некоторое время тому назад издание "Коммерсант" обращало внимание читателей на то, как работают фирмы-оценщики.
Итак, лицо, желающее оспорить заявленную ему кадастровую стоимость, обращается в суд, где будет вынесено решение о проведении соответствующей экспертизы. Здесь стоит учесть, что рассматривающий дело слуга Фемиды может назначить экспертное учреждение на свое усмотрение.
Подчеркнем, что в публикации "Коммерсанта" речь идет конкретно о Московском городском суде, где рассматриваются иски об оспаривании кадастровой стоимости столичной недвижимости. Отмечено, что работа здесь продвигается довольно медленно и вместо предусмотренных законом двух месяцев вынесение решения может затянуться до полугода.
Издание отмечает следующий момент: учитывая, что судья зачастую назначает экспертное бюро на свое усмотрение, в разных делах частенько фигурируют названия одних и тех же организаций. По словам одного из экспертов издания, адвоката Артура Айрапетова, для того, чтобы эксперты-оценщики могли гарантировать клиентам успешное окончание процесса,«они должны быть уверены в том, что Мосгорсуд назначит именно их оценочное бюро».
Вдумайтесь только: о профессионализме и своевременном выполнение работы речь даже не идет! Вопрос упирается в направление к нужному человеку, то есть в «блат». А здесь уже, как ни круто, налицо коррупционная составляющая.
Недобросовестные оценщики пользуются этим моментом и зная, что суд направит документы на экспертизу именно в их учреждение, предлагают доплатить за указание в заключении эксперта данных, нужных заказчику. Издание подчеркивает, что на рынке недвижимости уже появилось достаточно обманутых бизнесменов, и их количество будет неуклонно расти. Оценщик на все рукиА теперь обратимся от теории к практике. Не так давно «Компромат ГРУПП» писал о деятельности предпринимателя Антона Зинакова. Начиная с 2004 года, этот ловкий коммерсант зарегистрировал несколько фирм, в том числе, специализирующихся на оценке недвижимости. Речь идет об ООО «Бюро оценки бизнеса» и ЗАО «Московский кадастровый центр», правопреемником которого, после процедуры ликвидации, сегодня выступает ООО «Московский кадастровый центр».
Справедливости ради отметим, что ни в учредителях, ни руководителем последней фирмы сам Антон Зинаков не числится. Тем не менее, сфера деятельности предприятия осталась та же самая, что и у юридического предшественника - предоставление посреднических услуг при оценке недвижимого имущества.
На сегодняшний день основные усилия Антона Зинакова сконцентрированы на продвижении своего главного детища - ООО «Бюро оценки бизнеса», который рекламирует всеми возможными способами. Например, среди партнеров и клиентов на сайте фирмы указаны ведущие банковские структуры страны – «Сбербанк», «Россельхозбанк», «ВТБ», «Промсвязьбанк» и др. Среди клиентов – «Почта России», МГИМО, компании «Томскнефтепереработка», «Агро-инвест», «Эльдорадо», «IKEA» и др. В общем, картинка выглядит многообещающе. А как обстоят дела на практике? Их имена знакомы СМИЗдесь впору вернуться к тому, о чем шла речь в начале нашей публикации: для успешной работы необходимо наладить деловые контакты в судебных инстанциях. В нашем случае – в Московском городском суде, о котором мы также уже говорили. Если верить полученной ранее информации, у Антона Зинакова получилось сработаться с Михаилом Казаковым и Жанной Сибул, состоящими в судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда.
Судья Михаил Казаков, кстати, давно известен представителям журналистского сообщества. В частности тем, что выносил решения по околополитическим делам. Так, в 2009 году, работая в Таганском районном суде Москвы, он принимал решение о запрете акций ЛГБТ-сообщества. А в 2010 году, уже трудясь в Мосгорсуде, получил известность решением о запрете деятельности и признании экстремистской организации "Армия воли народа".
Жанна Сибул известна меньше, но и ее имя упоминалось в прессе. Например, в связи со скандальным судебным спором между ОАО «МДМ Банк» и президентом корпорации «Агро-Траст» Х. Шушубаевым о взыскании с последнего 62млн. рублей. Используя служебное положение?О возможном сотрудничестве между Михаилом Казаковым, Жанной Сибул и Антоном Зинаковым может свидетельствовать, например, преимущество, отдаваемое последнему при назначении экспертиз. В то же время, другие судьи свободно поручают проведение оценки иным фирмам, вплоть до предоставления права выбора экспертного бюро самим участникам процесса.
Кстати, ранее «Компромат ГРУПП» уже указывал на имеющее в ряде случаев место затягивание сроков рассмотрения дела указанными судьями. Не исключено, что это касается как раз тех моментов, когда заявитель настаивает на проведении экспертизы в другом учреждении. Кстати, об этом же минусе работы Мосгорсуда сообщал и "Коммерсант".
Естественно, что такое сотрудничество стоит недешево. По имеющейся информации, стоимость услуг в бюро Антона Зинакова в среднем на 25% выше, чем у конкурентов-оценщиков и может составить до 450 тыс. за экспертизу. Не станем ставить под сомнение компетентность специалистов, однако напомним, что тот же "Коммерсант" писал о надбавках, взимаемых приближенными к судьям экспертными учреждениями и служащих своеобразной гарантией вынесения нужного решения. Можно высказать предположение, что значительная часть полученной за услуги суммы (утверждают, она может составлять до 30% стоимости), уходит тем, кто, используя свое служебное положение, всемерно поддерживает работу экспертов.
При желании можно посмотреть на проблему и с иной стороны. Ну, зарабатывает человек и что? И решения судей, направляющих к нему людей, могут свидетельствовать о высокой квалификации сотрудников ООО «Бюро оценки бизнеса». Но как раз о качестве работы вопрос не ставится! Равно как не идет речь и о здоровой конкуренции между экспертными учреждениями, а главное, честности и отсутствии корысти со стороны представителей судейского сообщества.