Первый после реконструкции футбольный матч в «Лужниках», на главной арене чемпионата мира 2018 года, между сборными России и Аргентины обернулся скандалом. Из-за просчетов, допущенных при организации встречи, выход болельщиков со стадиона превратился для них в настоящее испытание. После матча часть из них была надолго заперта на трибунах, а многие из тех, кому все же удалось вырваться со стадиона, добирались до станции метро почти два часа. В ГУ МВД по Москве тем не менее считают, что с задачей обеспечения безопасности в целом справились, а трудности с выходом зрителей правоохранители объяснили неготовностью прилегающей к арене инфраструктуры. В свою очередь, в оргкомитете чемпионата мира заверили “Ъ”, что по ходу мирового первенства подобных накладок не будет, поскольку «уровень координации и руководства процессами» будет принципиально иным.
Товарищеский матч между сборными России и Аргентины, состоявшийся в субботу, стал первым в «Лужниках» после реконструкции, длившейся более четырех лет и обошедшейся в 26 млрд руб. Российская команда в нем проиграла — 0:1, пропустив гол в концовке, однако основным предметом обсуждения в соцсетях после матча была вовсе не игра хозяев первенства, а организация встречи. Вернее, то, что случилось после ее окончания.
Те, кто посетил матч россиян с одной из сильнейших сборных мира, собравший, по официальным данным, более 78 тыс. зрителей (при вместимости в 81 тыс. человек), называли его организацию примерно одинаково — «полным провалом», «позором». Известный комментатор Дмитрий Губерниев сообщил об «издевательстве над болельщиками» и о том, что «мамы и папы согревают детей своей одеждой», дожидаясь разрешения покинуть сектор, а олимпийский чемпион по фигурному катанию Максим Траньков — о том, что после игры «почувствовал себя заключенным»: «Сквозь живой коридор из коней и людей в форме нас медленно вели к выходу. Под дождем, в плюс 5, в ноябре!!! Детей, женщин, пожилых».
Судя по рассказам очевидцев, негодование вызвали несколько моментов. Полицейские, обеспечивавшие безопасность на мероприятии, около часа на холоде удерживали на трибунах зрителей верхних ярусов, опасаясь возникновения давки. Зрителей же, выходивших со стадиона, загоняли в узкий коридор из металлических заграждений, по которому они должны были двигаться к станции метро «Спортивная». Вскоре, однако, выяснилось, что «Спортивная» не справляется с потоком, после чего часть толпы была переориентирована на «Фрунзенскую». Решение, как пояснил источник “Ъ”, знакомый с тем, как развивались события, спорное: «Ведь на “Фрунзенскую” поезда прибывали уже заполненные пассажирами, которые сели на “Спортивной”. В результате части зрителей пришлось пешком идти еще дальше — до “Парка культуры”. Как следствие, многие болельщики на то, чтобы просто добраться до станции метро, потратили более двух часов».
Не помогла избежать транспортного коллапса и открытая еще в прошлом году станция МЦК «Лужники». При этом, как отмечают источники “Ъ”, департамент транспорта Москвы был готов к тому, чтобы пустить по МЦК дополнительные составы, но оказалось, что они не нужны. Дело в том, что из-за неправильного распределения потоков болельщиков станция МЦК оказалась недозагруженной, в то время как станции метро, напротив, не справлялись с потоком. А кроме того, у болельщиков, которым вовсе не нужно было в метро или на МЦК, все равно не было возможности вырваться из коридоров — такого рода попытки жестко пресекались.
При этом нормативы Международной федерации футбола (FIFA) предусматривают, что выход болельщиков со стадиона должен осуществляться за 7–15 минут. Кстати, именно о семи минутах, требуемых на то, чтобы 80 тыс. болельщиков покинули арену, говорил мэр Москвы Сергей Собянин президенту России Владимиру Путину
и главе FIFA Джанни Инфантино в сентябре во время их посещения «Лужников». Господин Инфантино тогда назвал «Лужники» «шикарным стадионом», у которого есть все, что «должно быть у арены Высочайшего класса».
В рамках мирового первенства «Лужникам» неоднократно придется сталкиваться с такой нагрузкой, с которой они столкнулись в субботу. Они примут семь матчей — наряду с четырьмя на групповом этапе (в том числе матч открытия), одну встречу 1/8 финала, одну в 1/2 финала и финал.
На скандал в воскресенье отреагировал вице-премьер РФ Виталий Мутко, занимающий должности президента Российского футбольного союза (РФС) и председателя оргкомитета «Россия-2018». Он поручил представителям Минспорта РФ, МВД, правительства Москвы, РФС и оргкомитета чемпионата мира тщательно проанализировать итоги работы по организации матча Россия—Аргентина. При этом Виталий Мутко подчеркнул, что он стал «первым за четыре года подобным тестом для всех служб и ведомств, ответственных за проведение спортивных и зрелищных мероприятий»: «Арена была серьезно обновлена, а на территории спорткомплекса и вблизи от него продолжается ряд строительных работ, которые также потребовали корректировок плана организации матча».
В ГУ МВД по Москве, отвечавшем за безопасность на матче Россия—Аргентина, сообщили, что «московская полиция и сотрудники Росгвардии во взаимодействии с организаторами футбольного матча» «приняли все необходимые меры по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан и не допустили чрезвычайных происшествий». Там отметили, что «на увеличение времени выхода граждан со спортивного объекта повлияло проведение ремонтных работ на станции метро “Спортивная” и закрытие в связи с этим ближайшего к спорткомплексу вестибюля», «станция метро “Воробьевы горы” не работала на вход, так как по пути к ней расположен находящийся на реконструкции бассейн». «Необходимость поэтапного освобождения зрителями трибун спортивного комплекса и их организованного прохода к остановкам общественного транспорта продиктована соображениями безопасности посетителей. Указанные меры позволяют равномерно распределить нагрузку на близлежащие остановки общественного транспорта, не допустить переполнения остановочных платформ и связанных с этим несчастных случаев, а также грубых нарушений общественного порядка»,— добавили в ГУ МВД.
Впрочем, футбольный эксперт, ведущий телепрограммы «Фанзона» Андрей Малосолов сказал “Ъ”, что проблема с обеспечением комфорта зрителей «возникла отнюдь не вчера», а субботняя история «прогремела лишь потому, что презентацию “Лужников” посетили знаменитости, поделившиеся впечатлениями в соцсетях»: «Простые же болельщики с чем-то подобным сталкиваются постоянно. На футбольных матчах в Москве задержки при выходе из секторов, мучения на пути к общественному транспорту, давки — обыденная вещь, а полиция всегда действует по одному и тому же шаблону.
Когда я работал в РФС, мы неоднократно поднимали вопросы, связанные с обеспечением комфорта болельщиков, но все благие помыслы разбивались о систему, принятую полицией.
А в данном случае плохо сработали еще и стюарды. Люди, покидая стадион, гуськом шли друг за другом в темноте по узким проходам, в то время как “Лужники” — это ведь громадные, широкие пространства»,— рассказал господин Малосолов.
По словам Андрея Малосолова, у него «много вопросов к тем, кто занимался организацией этого матча»: «Например, почему был закрыт вход на станцию метро “Воробьевы горы”? Почему перекрыты набережные? Почему простым болельщикам нельзя получить доступ на гигантские парковочные пространства на лужниковской территории и все вынуждены пользоваться общественным транспортом — и страдать, как страдал после матча шеф-редактор моей программы, полтора часа добираясь до метро? Вопросы касаются не только того, что произошло после игры. Скажем, такого мрачного молчания трибун на протяжении почти всего матча я не помню. По суппорту мы рискуем оказаться худшей командой чемпионата мира. Почему РФС до сих пор не провел переговоры с болельщиками? Почему не определена организация, которая занималась бы темой поддержки сборной вместо ликвидированной в прошлом году ВОБ (Всероссийская организация болельщиков.— “Ъ”)? Поддержка — это фанаты, а у нас они исчезли вместе с матом и файерами. Хорошо, что нашлась группа инициативных болельщиков сборной России, которые в воскресенье старались завести стадион и организовали визуальный перформанс. К ним нет никаких вопросов, они молодцы. Вопросы к инертной массе, пришедшей даже не на Россию, а на Лионеля Месси». «Жаль, что представление шикарной арены было варварским способом испорчено тем, что произошло после игры. Извинения со стороны официальных лиц — хорошо. Но, на мой взгляд, эти проблемы перед чемпионатом мира, на котором иностранцы будут фокусироваться на любом негативном моменте, надо исправлять радикально — кадровыми решениями»,— добавил эксперт.
В оргкомитете чемпионата мира отметили, что не занимались организацией транспортной составляющей на матче Россия—Аргентина, пояснив, что к играм мирового первенства «будут применены другие стандарты в соответствии с транспортной концепцией турнира». «Во время чемпионата будет использован опыт и сочинской Олимпиады, и прошедшего летом Кубка конфедераций, к тому же уровень координации будет существенно более представительным»,— добавили в оргкомитете.