Рогозин из Роскомоса ушел, но дело его живет. Вечная миссия "Луна-25", которая уже лет десять никуда не двигается, но продолжает получать финансирование, превратилась в уютную распилочную конторку "только для своих". Вот один из примеров, как госпрограмма кормит чиновников и аффилированные компании.
Есть такая самарская транспортная компания "Семерка". Ее собственник - московский центр астрономических исследований АНЦ, который связан с Роскосмосом и программой "Луна-25" НПО им. Лавочкина. "Семерка" через свое юрлицо ООО "Авто-Флит" получила от КАМАЗа в лизинг 20 новых грузовиков-термостатов. За последние несколько лет эта контора получила в лизинг уже свыше 220 грузовиков от КАМАЗа, якобы для работ при подготовке лунной миссии.
Но на деле взятые в лизинг машины используются совсем для других целей. Технику используют на господрядах предприятий космической отрасли, она сдается в аренду на сторонние объекты, колесит по стране. Таким образом "Авто-Флит" только официально имеет в год 1,7 млрд рублей оборота. Часть этих денег уходит чиновникам из Роскосмоса и НПО им. Лавочкина, чтобы они не интересовались, чем занимаются нанятые ими грузовики. Прибыль делят, а потом потрепанные грузовики возвращают лизингодателю, просто расторгая контракты. В результате "Камаз-Лизинг" терпит убытки. Но не возмущается. Возможно, потому, что гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин и сам любит промышлять такими схемами - на лизинговых грузовикам рубит кэш его сын.
Описанная схема довольно распространенная, подобные примеры можно встретить по всей стране и почти у любой крупной госструктуры. Самые громкие коррупционные дела с лизинговыми схемами прогремели в 2014-2016, но закончились ничем. Заглохло дело о махинациях в Ассоциации МСП Татарстана и "Лизинг-Гранта" о многомиллионных хищениях бюджетных средств. Бывший председатель ВЭБа Андрей Горьков, замешанный в хищениях в компании "ВЭБ-Лизинг" на 300 млн, после скандала возглавил Росгеологию. Были оперативно потушены скандалы с хищениями лизинговых средств в компаниях, близких к действующему главе Подмосковья Андрею Воробьеву и бывшему руководству МЧС.
Лизинговые компании обычно работают при банках и при крупных производителях техники. Они также служат посредниками между региональными транспортными компаниями и государством на многочисленных программах льготного лизинга спецтехники и господдержки предпринимателей. Их активно используют для коррупционных схем в регионах. Доходы региональных чиновников, которые передают сами себе в лизинг государственную технику для реализации бюджетных госпрограмм, тоже впечатляют. Подсчитано, что на среднем проекте строительства берегозащитных сооружений в 5,6 млрд в Амурской области координаторы строительства из областной администрации только на махинациях с лизингом техники смогли заработать полмиллиарда рублей. И это если не учитывать, что техника для земляных работ на дамбах одновременно сдавалась в аренду совсем посторонним компаниям.
Но наводить порядок в лизинговой отрасли (кстати, лизинг спецтехники за прошлый год показал рост в 51%) не торопится ни Госдума, ни контрольные органы. Например, Росфинмониторинг только в марте этого года подготовил проект приказа, который обязывает лизинговые компании отчитываться о сделках возвратного лизинга на сумму до 1 млн рублей (когда продавец предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель). По этой схеме уже много лет работают мошенники не только в небольших госзакупках, но даже в сфере розничного кредитования в виде нелегальных ломбардов, замаскированных под комиссионки. Но, похоже, законодательные проволочки и дыры в регулировании лизинговых "прачечных" устраивают очень многих ответственных за распределение госбюджетов лиц.