Белоруссия хотела принять участие в приватизации контрольного пакета акций «Башнефти», который в середине октября купила «Роснефть», заявил президент республики Александр Лукашенко на пресс-конференции для российских региональных СМИ в Минске. По его словам, Белоруссия была готова обменять долю в своих предприятиях на акции «Башнефти».
«Россияне часто критикуют нас: «Лукашенко не хочет приватизировать четыре предприятия», — заметил президент Белоруссии (цитата по БелТА). По словам Лукашенко, речь идет о крупных предприятиях, в приватизации которых хотела бы участвовать Россия. В качестве примера он привел производителя трейлеров и машин для перевозки «Тополей», ядерных боеголовок, ракет: «Это только Беларусь производит. В СССР это было мощное предприятие, мы его сохранили и модернизировали». По его словам, россияне также хотят купить «предприятия в космической отрасли» и компанию «Интеграл», которая занимается вычислительной техникой и интегральными схемами, передает БелТА.
«У вас есть интерес к этим предприятиям, вы хотите их выкупить. У меня есть интерес к добыче нефти: чтобы не 25 млн т, которые мы перерабатываем в Белоруссии, но 7–8 млн т мы могли добывать сами и поставлять в страну», — продолжил он.
«И когда была приватизация «Башнефти», я направил предложения вашему правительству и руководству. Давайте, белорусы поймут, когда мы эти предприятия с условием, что они будут работать лучше, чем сегодня, обменяем на акции «Башнефти», которые вы «Роснефти
» передали или продали. До сих пор ответа нет — значит, не хотят», — заключил белорусский лидер.
Руководитель пресс-службы Лукашенко Сергей Пелюшкевич, отвечая на вопрос РБК, отказался от комментариев. По данным «Ведомостей», одно из предприятий, которое имел в виду белорусский президент, — Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), им ранее интересовался «Ростех». Этот завод производит широкую гамму специальных шасси для ракетных комплексов «Тополь М», «Ярс», «Искандер» и других систем вооружений.
В прошлом году Лукашенко предлагал России купить это предприятие за $3 млрд или в обмен на нефтяное месторождение, напоминают «Ведомости». «Действительно велись переговоры по приобретению доли в МЗКТ, но стороны не договорились по параметрам цены», — сказала РБК представитель «Ростеха». Возможность обмена «Башнефти» в том числе на долю в этом заводе она не стала комментировать.
На заявление Лукашенко в четверг отреагировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он отметил, что предложения об участии Минска в энергетических компаниях России нужно оценивать, исходя из экономической целесообразности. «Если это [предложение Белоруссии] более выгодно, чем другие предложения, то это представляет интерес», — отметил Песков (цитата по ТАСС).
Помимо «Роснефти
» на 50,08% «Башнефти» претендовало еще восемь российских компаний, в том числе ЛУКОЙЛ и «Татнефть». Об интересе Белоруссии к этому активу раньше не сообщалось.
Премьер-министр Дмитрий Медведев 10 октября подписал распоряжение о продаже контрольного пакета «Башнефти» «Роснефти
» без конкурса за 329,69 млрд руб. Компания единственная сделала юридически обязывающее предложение с ценой выше оценки E&Y, которое по заказу правительства оценило «Башнефть» в 297–315 млрд руб., говорил Алексей Улюкаев, тогда занимавший пост министра экономического развития.
По словам Лукашенко, Россия не может влиять на ситуацию в Белоруссии, продавая ей нефть и газ. Если в Москве думают, что «мы у вас покупаем нефть и газ и этим можно влиять на Белоруссию, это неправильно», подчеркнул он.
Белоруссия с начала 2016 года добивалась снижения цен на российский газ с $132 до $73 за 1 тыс. куб. м и не признавала наличия долга за уже поставленный в этом году газ. Этот спор отразился и на условиях поставок и транзита российской нефти в Белоруссию. В начале 2016 года Минэнерго сообщало, что в текущем году Россия намерена поставить в Белоруссию 23 млн т нефти. Однако в третьем квартале поставки нефти в эту страну были сокращены с 5,3 млн до 3,5 млн т. Российский министр энергетики Александр Новак объяснял, что это связано с неплатежами Белоруссии за российский газ.
В начале октября Лукашенко заявил, что нефтегазовый спор между Россией и Белоруссией урегулирован. Республика согласилась погасить долг за поставленный газ на $300 млн до конца октября, но цена на газ осталась прежней, подчеркивал Медведев. «Чтобы не было неправильных интерпретаций, просто хотел бы акцентировать внимание на том, что цена на поставляемый в Белоруссию газ остается прежней и рассчитывается по существующей формуле. Никакой корректировки не произведено», — говорил российский премьер. А Москва обязалась после погашения долга возобновить поставки нефти в прежнем объеме, отмечал вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко.