Предприниматель Игорь Воробей, основатель фармкомпании "РИА Панда", производившей БАДы для мужской потенции, инициировал собственное банкротство. Аналогичный шаг предприняла его супруга Светлана Жукова. Оба заявления уже зарегистрировал арбитражный суд. По данным открытых источников, их главный актив — ООО "Завод имени академика В. П. Филатова" под Гатчиной — оценивается почти в 3 млрд рублей. Контроль над ним и пытается сохранить предприниматель.
Размер своей задолженности сам Игорь Воробей оценил в 313,7 млн рублей, а его супруга — в 38,9 млн. Оба заявления приняты судом к производству, говорится в судебных документах.
Представитель предпринимателя отказался от комментариев, сославшись на их преждевременность. Связаться со Светланой Жуковой "ДП" не удалось. Возможно, инициация собственного банкротства является игрой на опережение, поскольку аналогичный иск мог подать один из кредиторов. А в этом случае они не смогут влиять на процедуру банкротства, предполагает управляющий партнер юркомпании Impravo Максим Борисов.
Бизнес Игоря Воробья получил широкую известность в России в 2010–х годах благодаря продажам лекарственных препаратов, в том числе биологически активных добавок для мужской потенции — капсул "Сеалекс" и "Али Капс", в телевизионной рекламе которых снимались российские селебрити. Препараты входили в топ–10 аптечных продаж в стране.
В 2016 году Роспотребнадзор запретил их реализацию. Причиной стало содержание в них тадалафила, не заявленного при госрегистрации.
Это вещество является рецептурным и не может быть допущено к свободной продаже. При этом, несмотря на скандал, до 2017 года включительно Игорь Воробей входил в Рейтинг миллиардеров "ДП" (№ 226 в рейтинге–2017), а его состояние оценивалось в 2,1 млрд рублей.
В 2018 году предприниматель стал фигурантом нескольких уголовных дел. Вскоре после этого начались банкротные процессы в отношении нескольких его активов. Так, в 2020 году в ООО "РИА Панда" суд ввел конкурсное производство, а в 2021–м — внешнее наблюдение на Заводе им. академика В. П. Филатова.
В производственный комплекс входит участок земли площадью 4 га и несколько зданий, а объем инвестиций в него оценивался в € 50 млн. В ООО "Завод имени академика В. П. Филатова" Игорю Воробью принадлежит 26% напрямую и 48% — через подконтрольное ООО "РИА Панда". В свою очередь его супруга владеет 26% компании.
Сохранить контроль над заводом
В рамках своих банкротных процессов как физлиц и Игорь Воробей, и Светлана Жукова пытаются заблокировать торги по продаже своих долей завода (они инициированы судебными приставами в рамках исполнительного производства). Если эта попытка удастся, супруги сохранят за собой ценный актив на более долгий срок, рассуждает юрист коллегии адвокатов Delcredere Никита Саттаров.
Кроме того, это усилило бы позиции бизнесмена в переговорах с кредитором предприятия, поскольку продажа пакета долей в рамках банкротного процесса супругов может существенно затянуться.
В первой инстанции оба получили отказные решения суда. И теперь Игорь Воробей и Светлана Жукова начали отдельные процессы по оспариванию решений приставов о продаже своих 26%–ных пакетов долей. Пока их заявления не рассмотрены арбитражным судом.
Добавим, что банкротство этого завода инициировал в 2019 году UniCredit Bank Czech Republic and Slovakia. Впоследствии правопреемником долга стало чешское экспортное гарантийно–страховое общество EGAP, страховавшее кредитную сделку. Требование EGAP, включенное в реестр кредиторов, составляет 633,2 млн рублей.
Само предприятие по–прежнему работает: по данным СПАРК, его выручка в 2021 году составила 99,3 млн, хотя убыток перекрыл выручку, достигнув 129,3 млн. Активы предприятия на начало прошлого года оценивались в 2,7 млрд рублей, численность персонала составляла 58 человек.
Несмотря на банкротный процесс в отношении завода, восстановление его платежеспособности, похоже, возможно.
Предприятие не уведомляло власти Ленинградской области о прекращении деятельности, сказали "ДП" в пресс–службе правительства региона. Да и в целом фармацевтическая отрасль сейчас на подъеме. Так, в 2022 году общий объем ее отгрузки в Ленобласти вырос на 22% и достиг 16 млрд рублей. "По итогам прошлого года отрасль входит в число наиболее растущих в регионе", — уточнили в пресс–службе.
Уголовный разворот
В этом году уголовное дело, фигурантом которого стал Игорь Воробей, может получить развитие. После его задержания в Петербурге в 2018 году ему предъявили обвинение по трем статьям УК РФ — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199), производство, хранение и сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238), а также оборот фальсифицированных БАДов (ст. 238.1).
Дело слушалось несколько лет и завершилось неожиданно. В октябре 2020–го Сестрорецкий райсуд Петербурга признал Игоря Воробья виновным в неуплате налогов на общую сумму около 700 млн рублей (а со штрафами и пенями — около 2 млрд), а также в производстве небезопасных препаратов. Бизнесмену назначили наказание — 100 тыс. рублей. Компаньон предпринимателя Сергей Назаров, руководивший с 2015 года компанией "Вис", связанной с холдингом, получил штраф 200 тыс. рублей. Дело в отношении второго компаньона — Аркадия Уткина, отвечавшего за производство "эректильных" капсул с 2010 года, прекратили в связи с истечением срока давности.
Но в апреле 2022 года наметился новый поворот. Апелляционная инстанция горсуда Петербурга отменила приговор и направила дело на новое рассмотрение.
В сентябре Сестрорецкий райсуд Петербурга назначил финансовую экспертизу, которая пока не завершена, сообщила "ДП" глава объединенной пресс–службы судов Петербурга Дарья Лебедева. По данным "ДП", ее результатов можно ожидать не раньше мая 2023 года.
Чем завершится этот новый виток, можно только гадать. По словам партнера BGP Litigation Анатолия Логинова, 99,9% подобных дел, дошедших до суда, заканчиваются обвинительными приговорами, при этом по сложившейся практике за уход от уплаты налогов в основном назначают штраф или осуждают условно.
Кроме того, сегодня число возбуждаемых дел о налоговых преступлениях и поступление уголовных дел данной категории в суды уменьшилось, указывает Логинов.
"Это связано в том числе с последовательной либерализацией законодательства в этом направлении", — отмечает эксперт.
Таким образом, не исключено, что Игорь Воробей все еще может вернуться в большой фармацевтический бизнес.