На днях российский предприниматель Дмитрий Косарев, который утверждает, что контролирует 77% акций одного из крупнейших болгарских операторов связи – «Вивакома» (Vivacom), – обратился к главному прокурору Болгарии Сотиру Цацарову с просьбой воспрепятствовать незаконному захвату компании.
Рейдером был назван один из кредиторов телекоммуникационной компании – VTB Capital (Болгария), – который еще в 2012 г., войдя в акционерный капитал «Вивакома», помог кратно сократить долг компании с 1,7 млрд до 550 млн евро. Согласитесь, несколько нелогичные действия для рейдера. Но представители Дмитрия Косарева утверждают, что VTB Capital (Болгария) незаконно удерживает 33% акций «Вивакома» и «пытается использовать это для рейдерской атаки» и также применяет как рычаг давления выданный ранее кредит в 150 млн евро. Действительно, у болгарской «дочки» ВТБ пакет акций больше блокирующего, и банк действительно выдал оператору кредит в 150 млн евро. «Люксембургская головная структура, владеющая Vivacom, в 2013 г. заключила кредитное соглашение на 150 млн евро с «ВТБ Капитал». Владельцы Vivacom обязались в течение полутора лет увеличить собственный капитал компании, таким образом, выплачивая кредит, в который вступили и другие кредиторы. За шесть месяцев до срока погашения кредита мы предложили его рефинансировать, но в тот момент наше предложение не получило поддержки», – рассказывает гендиректор «ВТБ Капитал AD» Милен Велчев. Что касается якобы удерживаемого пакета акций «Вивакома», то, по словам представителя VTB Capital, этим пакетом болгарская «дочка» российского банка владеет на законных основаниях. А вот какое отношение сам Дмитрий Косарев имеет к «Вивакому» и каким образом он неожиданно для всех оказался контролирующим акционером, – большой вопрос.
Who is mr. Kosarev?
«Нам не совсем понятно, кто такой Дмитрий Косарев и как он вступил во владение 77% акций Vivacom», – недоумевает Милен Велчев. До последнего времени владельцем данного актива был болгарский олигарх Цветан Василев, который сегодня числится в международном розыске по линии Интерпола, а на все его имущество наложен арест. Как он мог продать самый крупный свой актив, который, по словам самого «покупателя», Дмитрия Косарева, оценивается почти в 1 млрд евро? Не говоря уже о том, что на продажу контрольного пакета акций в крупнейшем телекоммуникационном операторе Болгарии наверняка потребовалось бы разрешение соответствующих органов Европейской комиссии. О таком разрешении, собственно, как и о факте сделки купли-продажи ничего не известно. Не говоря уже о том, откуда у Дмитрия Косарева, бывшего вице-президента холдинга «Инфра инжиниринг», столь значительные средства на покупку «Вивакома»? Участники рынка связывают «Инфра инжиниринг» с небезызвестным фондом «Маршал капитал» Константина Малофеева. Они даже вместе в 2012 г. засветились в скандале, когда компания «Лентелефонстрой» пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на недобросовестную конкуренцию со стороны «Ростелекома», «Инфра инжиниринга» и Marshall Capital по многомиллиардному контракту на строительство объектов сотовых сетей, из-за чего, по ее мнению, государство лишилось 10 млрд руб. Через год, в декабре 2013 г., сотрудники МВД провели обыски и выемку документов в офисах «Инфра инжиниринга». Следственные действия проводились в рамках уголовного дела, связанного с хищением средств «Ростелекома», выделенных в 2011 г. на модернизацию телефонных сетей Ярославской области. Весьма сомнительное прошлое для нового стратегического инвестора в телекоммуникационные активы Болгарии. Хотя, может, и не было никаких инвестиций в 1 млрд евро, собственно, как и самой сделки по продаже контрольного пакета акций «Вивакома»? Точнее, она была, но фиктивная – чтобы предотвратить арест самого лакомого актива Цветана Василева.
А был ли мальчик?
Совершенно очевидно, что ситуация развивается по хорошо отработанному сценарию: заинтересованные лица (собственники бизнеса) пытаются организовать вывод своих активов, уверен председатель правления НП «Республиканское юридическое общество» Александр Хаминский. Это может происходить путем назначения на должность председателя правления компании специального кандидата либо фиктивной продажи бизнеса кому-то из своих. Другой юрист, пожелавший остаться неназванным, приводит наиболее яркие аналоги из российской практики. Компания «Арбат Престиж» некогда являлась крупнейшей парфюмерно-косметической сетью в России, в нее входило порядка 100 магазинов. В январе 2008 г. основатель и генеральный директор сети Владимир Некрасов был арестован по обвинению в неуплате налогов. «Стремясь обезопасить свои активы от ареста, владелец бизнеса сменил топ-менеджмент компании, который в короткие сроки распродал все магазины. Как говорят на рынке, за бесценок. Кто стал новым собственником – структуры, близкие к Владимиру Некрасову, или сторонние покупатели, до сих пор непонятно», – говорит источник. Схожая ситуация наблюдалась и в группе компаний Potok 8 (бывшая Miraх Group), 75% которой принадлежало бизнесмену Сергею Полонскому. Пока он скрывался от полиции, необходимо было как можно быстрее совершить действия, направленные на вывод активов, чтобы избежать принудительного исполнения обязательств перед кредиторами и по оплате налогов и сборов за счет обращения взыскания на имущество компании. Этот алгоритм давно и хорошо отработан в России и мог быть легко перенесен на Болгарию, хотя последняя и входит в Евросоюз. «Однако Болгария и Россия настолько схожи в принципах ведения бизнеса и правовом подходе к его осуществлению (причем в самом нелестном плане), что предполагать наличие каких-то сложных… схем… невозможно», – говорит Александр Хаминский. Все, как и у нас, достаточно просто: попавший в немилость к властям или задолжавший кредиторам собственник бизнеса вполне мог заняться выводом активов через подставных лиц.
К нам приехал цирк!
Что касается теперь уже «бывшего» владельца «Вивакома» Цветана Василева, то, по понятным причинам, его комментарии получить не удалось. Известно лишь, что он в 2014 г. покинул Болгарию и с тех пор находится в международном розыске по линии Интерпола. Он уехал незадолго до того, как стало известно о претензиях болгарских правоохранительных органов к Корпоративному торговому банку (КТБ), которым также владел Цветан Василев. Центральный банк Болгарии в результате проверки деятельности КТБ выявил огромную недостачу, исчисляемую десятками миллиардов евро. Кроме того, было обнаружено, что банк выдавал льготные и необеспеченные кредиты аффилированным компаниям, которые априори не могли по ним расплатиться. Эти кредитные деньги направлялись на покупку в интересах Цветана Василева различных активов. Кстати, именно по такой же схеме был куплен и телекоммуникационный оператор «Виваком», вокруг которого и разгорелись сейчас жаркие споры. После обрушения банка и бегства его владельца Фонд гарантирования вкладов выплатил возмещение клиентам КТБ, а теперь намерен вернуть хотя бы часть средств за счет продажи имущества, которое было незаконно приобретено на деньги этого банка. Опять же речь идет об акциях «Вивакома», которые, как оказалось, удивительным образом сменили владельца.
Стремление сохранить этот актив за собой, если в данном случае речь действительно идет о махинациях Цветана Василева, абсолютно понятно. Выведя его из конкурсной массы Фонда страхования вкладов, «новый» (или под его видом бывший) собственник вполне может раплатиться с кредитами и продолжить получать прибыль с налаженного телекоммуникационного бизнеса. «Vivacom является лидером болгарского телекоммуникационного сектора. Компания сохраняет доходность в последние четыре года. У нее достаточно низкий коэффициент соотношения между собственным и заемным капиталом (2,2х 2x EBITDA) – она с легкостью может выполнить свои финансовые обязательства», – уверен управляющий директор BAC Securities Алекс Бебов. Но для этого нужно сначала отвлечь внимание общественности от сомнительного факта сделки по продаже контрольного пакета акций «Вивакома» стороннему лицу. Для этого подойдут куда более громкие обвинения в рейдерском захвате, обращения в прокуратуру и даже за защитой к самому главе ВТБ. Точно как в цирке: пока фокусник одной рукой отвлекает внимание аудитории, другой прячет заветный предмет в карман. Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества.