Ликвидация актива «Ростеха» стоила УЗГА полмиллиарда

Источник
Таможня требует доплат за беспилотники из Израиля для Минобороны.
Уральское таможенное управление вмешивается в процесс производства беспилотников для Минобороны РФ. С исполнителя ГОЗа – «Уральского завода гражданской авиации» – потребовали дополнительно выплатить более 500 миллионов рублей за ввоз в страну израильских комплектующих для БЛА «Форпост». Представители ведомства расценили компоненты как готовые легкие летательные аппараты. До тех пор, пока декларированием грузов занималась структура «Ростех а», у таможенников не возникало вопросов к поставляемым запчастям. После ликвидации НПК «Оборонпром» и подписания прямого контракта с компанией Israel Aerospace Industries LTD УЗГА получил массу претензий, хотя каждая ввозимая в Россию партия не включала всех запчастей, необходимых для стопроцентной сборки аппарата. Локализация производства в Свердловской области и закупка дополнительных частей «Форпоста» у российских производителей не стали действенным аргументом для фискалов. Таможенники уже два года по такой же схеме пытаются получить с завода миллионы рублей за собираемые в Екатеринбурге вертолеты Bell.

Уральское таможенное управление пытается оспорить решение Арбитражного суда Свердловской области, который встал на сторону «Уральского завода гражданской авиации» (УЗГА, Екатеринбург) при разрешении конфликта вокруг ввозимых из Израиля комплектующих для последующей сборки беспилотников «Форпост».

Представители ведомства после выездной проверки в начале 2019 года пришли к выводу, что завод в 2016-2017 годах неверно продекларировал ввозимые части летательного аппарата. Так как из комплектов, производимых компанией Israel Aerospace Industries LTD, в Екатеринбурге собирали готовые БЛА, таможенники настаивали, что из-за рубежа в столицу Среднего Урала поступали готовые беспилотники, которые при декларировании оцениваются значительно дороже. УЗГА выставили требование об уплате дополнительной таможенной пошлины.

На время судебного процесса УЗГА пытался ввести обеспечительные меры, которые бы остановили исполнение предписаний таможенников. Основным доводом был факт, что взыскание недополученных, по мнению ведомства, платежей может нанести существенный финансовый ущерб предприятию. По данным источников, близких к заводу, речь шла о доплате более чем 500 млн рублей. Несмотря на внушительную сумму, ограничения на взыскания наложены не были.

УГЗА с 2014 года старался не афишировать наличие прямых контрактов с Минобороны РФ, чтобы не попасть под санкции. В ходе судебного процесса поставщик все же был вынужден раскрыть подробности поставок в Россию и последующей сборки беспилотников из Израиля. В 2010 году АО ОПК «Оборонпром» (ГК «Ростех ») подписал с Israel Aerospace Industries LTD контракт на поставку 17 сборочных комплектов беспилотных летательных аппаратов «Форпост» и 40 сборочных комплектов БЛА «Застава» на общую сумму 410 млн долларов США. В соответствии с дополнением от 6 марта 2014 года, в Россию должны были поставить еще 3 комплекта «Форпостов», оснащенных системами «Глонасс» (общая стоимость – более 69 млн долларов США).

С УЗГА «Оборонпром» заключил договор комиссии, по которому завод собирал готовые беспилотники на территории России. До июля 2016 года контракт действовал без нареканий. Но после этого «Ростех » заявил о намерениях прекратить работу НПК. С компанией из Израиля было подписано еще одно допсоглашение к контракту, по которому все права и обязанности «Оборонпрома» перешли к заводу из Екатеринбурга. УЗГА на тот момент являлся головным исполнителем задания государственного оборонного заказа на изготовление и поставку комплексов «Форпост» для нужд военных. Примечательно, когда ввозом в страну комплектующих для беспилотников занималась структура «Ростех а», у таможенников вопросов к декларациям не возникало.

В рамках судебного процесса УЗГА удалось доказать, что они не занимаются простой отверточной сборкой готовых БЛА. С 2011 года на базе предприятия началась локализация производства беспилотников для нужд Минобороны.

«УЗГА дополнительно приобрел у российских заводов или самостоятельно производил детали для выпуска и монтажа дополнительных компонентов. Производство БЛА «Форпост» не может рассматриваться как «сборка», так как в ходе изготовления аппаратов завод решал задачи адаптации поступивших сборочных комплектов»,– заявили в суде юристы екатеринбургского завода.

В итоге судья согласился с доводами «Уральского завода гражданской авиации», который в настоящее время уже разработал несколько новых моделей летательных аппаратов на базе «Форпоста». В декабре 2019 Минобороны РФ подписало с предприятием контракт на поставку 10 комплексов с БЛА «Форпост-Р», заводские испытания которых были завершены в том же году. Кроме того, ранее гендиректор УЗГА Вадим Бадеха презентовал военным несколько разработок боевых беспилотников на базе «Форпоста».
Это далеко не первый конфликт, который возник у завода и таможенников Екатеринбурга. Более двух лет – вплоть до января текущего года продолжалась судебная тяжба с Кольцовской таможней имени В.А. Сорокина. УЗГА работает и еще по одному лицензионному соглашению – с вертолетостроительной компанией Bell. Таможенники требовали декларировать комплектующие из Канады как цельный вертолет. Финансовые потери по каждому вертолету оценивали в 37 млн рублей.

Юристы УЗГА в суде доказывали, что «технологический процесс производства вертолета выходит за рамки исключительно сборочного процесса, поскольку помимо сборки выполняются высокотехнологические операции: контрольно-диагностические и регулировочные работы, отладка электронных систем, идентификация продукции», и поэтому ввозимые компоненты нельзя считать готовым изделием. Суд дважды вставал на сторону таможенников, однако после череды апелляций и возвращения дел для пересмотра, промышленникам удалось доказать свою правоту.

Отметим, конфликты с таможней оказались не единственной проблемой в части выпуска и продажи вертолетов Bell. В 2018 году УЗГА поставил ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» (Санкт-Петербург) BeII 407GXP. Из-за неисполнения условий договора завод из Екатеринбурга летом 2019 года через суд вынужден был требовать выплаты 85 млн рублей. Позже иск был отозван компанией. В феврале текущего года завод гражданской авиации вновь вынужден был обратиться в суд с требованием выплатить ему уже более 125 млн рублей. Предварительное заседание суда намечено на 26 мая.