По итогам сделки она приобрела долю в активах холдинга — одноименном цифровом медицинском сервисе и 45% сети клиник, работающих под брендами «Ниармедик» и «Доктор рядом». Соучредитель холдинга Леонид Меламед рассчитывает благодаря этим средствам развивать гибрид из офлайн и онлайн медицинских услуг, в том числе в рамках ОМС.
До вируса бизнеса нет
На сегодняшний день это крупнейшая сделка на российском телемедицинском рынке. Весь он, по оценкам VEB Ventures, в 2019 году составлял 1,5 млрд руб. Гендиректор компании Олег Теплов называет направление одним из самых перспективных для капиталовложений, ожидая роста свыше 115 % ежегодно.
Основой для таких оптимистичных оценок стал коронавирус, который заставляет власти быстрее снимать законодательные ограничения. Прежде всего, речь идет о запрете на дистанционную постановку диагноза, что затрудняло монетизацию проектов, не говоря уже об их инвестиционной привлекательности. Долгое время в числе наиболее заметных сделок рынка оставались вложения в платформу Doc+ корпорации «Яндекс», в том числе совместно с фондом Baring Vostok (всего платформа привлекла около 10 млн $). В 2018 году сервис был вынужден закрыть клинику в Санкт-Петербурге, а в 2019 — в Москве, отказавшись от большей части персонала и работы в сегменте В2С. О разочаровании в онлайн-медицине как бизнесе со стороны интернет-гиганта дал понять в декабре 2019 года и Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекс» (корпорация также развивала сервис «Яндекс.Здоровье»).
«Экономика там сходится, для "Яндекса" это не доход, не прибыль, это какие-то смешные штуки», — говорил Бакунов.
Позиция не сильно расходилась с настроениями рынка: почти 22 % его участников не видели коммерческих перспектив у телемедицинских проектов, 15 % называли такие решения маркетинговым ходом, а более 80 % заявили, что телемедицина не оправдала их ожиданий (согласно данным профильного исследования EY).
Ситуацию на рынке может кардинально изменить пандемия коронавируса. Ведь именно компании из сферы цифрового здравоохранения в условиях кризиса не только не ушли в минус по капитализации, но, напротив, показали рост, напоминает Максим Горбачев, управляющий партнер Unicorn Capital Partners.
«Почему раньше говорили, что в отрасль не стоит инвестировать? — рассуждает Горбачев. — Первичный диагноз поставить нельзя, больничный получить нельзя. Спрашивается, зачем туда обращаться? Сегмент клиентов, которым была интересна телемедицина, был очень узок. Сейчас могут быть сняты ограничения, которые мешали развитию этого сегмента».
Тренд также поддержит и растущий клиентский спрос, который фиксируют сегодня участники рынка телемедицины. В условиях пандемии именно обращение в дистанционные сервисы зачастую оказывается наиболее безопасным и простым способом получить помощь. В результате это повышает знание пациентов о сервисах, о том, как этими сервисами пользоваться, а часть людей может подтолкнуть и к активному поиску таких сервисов в будущем.
«В сложный период телемедицина оказалась более устойчивой и гибкой системой, которая позволяет решать проблемы, накопившиеся в традиционной системе здравоохранения», — уточняет Горбачев.
Эпидемический всплеск
Спрос на телемедицинские решения в марте начал расти, заметили опрошенные «Ко» эксперты.
«Сегодня мы видим более чем десятикратный рост обращений за телемедицинскими консультациями, и количество видео- и аудиозвонков продолжает расти. Прежде всего, пациенты обращаются за консультациями дежурных терапевтов и педиатров. Причин для обращений множество, включая как сезонные простудные заболевания, так и вирусные инфекции», — констатировал гендиректор телемедицинского сервиса «Доктор рядом» Денис Швецов.
В «мирное» время телемедицина может стать спасением для жителей отдаленных районов и там, где наблюдается дефицит медперсонала, считает Александр Шаповалов, директор IT-компании «ТехЛАБ». Поддержать развитие сегмента позволит включение телемедицины в программы обязательного медицинского страхования. «По нашим данным, только 20 % пациентов готовы самостоятельно платить за телемедицинские консультации», — констатирует Станислав Матвеев.
Если закон разрешит ставить первичный диагноз дистанционно и для выявления коронавируса, то вреда будет больше, чем пользы, считает Евгений Кан, замгендиректора федерального медицинского консьержа «Этнамед».
«Врач дистанционно не сможет точно оценить состояние кожных покровов, провести аускультацию и перкуссию легких, сделать рентген легких, чтобы исключить или минимизировать ошибки при постановке диагнозов и определении плана лечения», — отмечает эксперт.
К закону о телемедицине, по его мнению, необходимы подзаконные акты, в которых детально следует описать случаи для дистанционной постановки первичного диагноза.
Для дистанционного лечения есть и технические препятствия. Во-первых, для телемедицины нужно устойчивое интернет-соединение, что не всегда возможно в отдаленных населенных пунктах, где сервис и должен быть востребован прежде всего. Кроме того, отсутствуют комплексные решения для сложных онлайн-консультаций, проведения консилиумов, получения клинических анализов, выписки электронной документации (больничных, рецептов и т.д.). «Остро стоит вопрос с кадрами: российская система здравоохранения объективно испытывает дефицит специалистов высокой квалификации», — добавляет директор проектов компании AT Consulting Светлана Скрипникова.
Впрочем, неудачу с цифровым активом всегда можно будет компенсировать успехами сети офлайн-клиник. Планируется, что средства VEB Ventures будут направлены не только на масштабирование и продвижение онлайн-платформы, но и на расширение сети клиник и их оснащение. В объединенной сети 16 собственных учреждений, 11 — работают по франшизе. По данным СМИ, в 2019 году выручка от них прогнозируется в 1,9 млрд руб. В 2021 году у «Доктора рядом» могут появиться и другие инвесторы.