На днях стал известен новый состав совета директоров «Новороссийского морского торгового порта» (НМТП). Среди прочих в него вошел некто Рашид Шарипов — недавно назначенный вице-президент «Транснефти», которая, собственно и контролирует НМТП. Эта новость вполне могла бы пройти незамеченной, заинтересовав только отраслевые СМИ, если бы не личность самого г-на Шарипова.
Владелец элитной недвижимости на Лазурном берегу, стоимостью десятки миллионов евро, не так давно покинувший компанию «Роснефть», неожиданно «всплывает» сначала среди топ-менеджеров «Транснефти», а теперь еще и в совете директоров подконтрольной ей компании. Заметим в скобках, что НМТП является одним из крупнейших отечественных портовых операторов по объему грузооборота. Что интересно: в «Транснефти» Шарипов занимает должность вице-президента, курирующего вопросы недвижимости и земельных отношений. Название красивое, однако, по информации наших источников, фактические обязанности Рашида Шарипова сводятся чуть ли не к секретарской работе — корпоративные юридические вопросы (этим мудреным словосочетанием обычно обозначают «тепленькое» место, где достаточно изображать видимость кипучей деятельности). С чего вдруг мультимиллионеру и владельцу многоэтажных вилл во Франции вдруг понадобилась такая работа?
Правовик из 1990-х
Рашид Шарипов — фигура не публичная, так что о его трудовой биографии известно немного. Однако даже те отрывочные сведения, которые можно найти в открытых источниках, говорят сами за себя. Шарипов — классический тип бизнесмена, образца 1990-х годов. Закончив в 1991 году Московский государственный институт международных отношений, он тут же отправился получать знания в Западнокалифорнийскую школу права. Получив диплом Магистра права, г-н Шарипов приступает к работе и уже к началу 2000-х успевает сколотить вполне приличное состояние.
Начиная с 2006 года, Шарипов работает замдиректором ЗАО «КФК-альянс» (занимающейся деятельностью в области права), позднее — «КФК консалт», в котором ему, по данным «СПАРК-Интерфакс» принадлежит 50%.
Судя по всему, именно по линии юридического консалтинга Шарипов и познакомился с президентом Роснефти Игорем Сечиным
. «Сотрудничество Шарипова с Сечиным прослеживается с первой половины 2000-х годов, когда клиентами компаний Шарипова стали некоторые „дочки“ „Роснефти“, например, „Роснефть-Казахстан“, — рассказывал в интервью „Ведомостям“ политолог Максим Лавниченко.
В саму „Роснефть“ Шарипов пришел только в сентябре 2013 года на должность руководителя аппарата президента компании. Шарипов полностью вел первую часть сделки по приобретению „Роснефтью“ 51% ИТЕРы. Представлял в ней госкомпанию», — рассказывает знакомый Шарипова.
Семейный подряд Шарипов-Каланда
Но действительный звездный час для Рашида Шарипова наступил за несколько месяцев до его официального прихода в «Роснефть» — еще в марте 2013 года, когда нефтяной гигант завершил сделку по покупке ТНК-ВР. По информации ряда источников, именно компания Шарипова принимала самое активное участие в подготовке сделки.
И в это время по странному стечению обстоятельств Шарипов начинает активно интересоваться покупкой элитной недвижимости за рубежом. Очевидно, что сумма в десятки, а то и сотни, миллионов евро едва ли могли стать официальным гонораром от «Роснефти», выплаченного скромной юридической фирме за сопровождение и подготовку сделки. Возникает предположение, что Шарипов каким-то образом пособил продавцам, используя свои знакомства с топ-менеджементом «Роснефти» и лично ее главой.
Причем, закулисные консультации, похоже, могли начаться еще в 2012 году — на этапе подготовки большой сделки. Именно летом того года во Франции появляется компания Les Arcades, занимающаяся приобретением и управлением недвижимостью. Владельцами компании значатся сам Рашид Шарипов, а также некая Алина Каланда. Компанией были приобретены сразу две роскошные многоэтажные виллы в местечке под называнием Ванс на Лазурном берегу Франции. Оценочная стоимость каждой из них составляет порядка 30-50 млн евро.
Интерьерами на виллах занимался знаменитый французский архитектор Ален Госселен, что обошлось хозяевам недвижимости еще примерно в 2 млн евро.
В апреле 2013 года все 100% Les Arcades оказываются в руках Рашида Шарипова. И, как оказалось, неспроста.
Алина Каланда вовсе не случайная знакомая г-на Шарипова. Мать Алины — Лариса Каланда коллега Шарипова по «Роснефти». А брат Ларисы — Дмитрий Степин женат на сестре Шарипова Татьяне. Так что у Рашида Шарипова и Ларисы Каланды, помимо, очевидно, общих интересов в «Роснефти» и недвижимости во Франции, есть еще и два общих племянника — Марк и Александра Степины.
Интересная деталь: Рашид Шарипов уходит из «Роснефти» летом 2015 года, а его место руководителя аппарата компании занимает Лариса Каланда. Впрочем, вскоре и она покинет корпорацию.
В настоящее время семейный подряд в полном составе трудится в «Транснефти».
Наконец-то среди своих
С чего вдруг Каланда и Шарипов решили срочно «сняться» с насиженного в «Роснефти» места, легко понять, если вспомнить, что еще в 2013 году премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, обязавшее всех сотрудников госкомпаний публично декларировать свое имущество.
Понятно, что роскошные виллы во Франции и многомиллионные счета в банках в подобную политику не очень вписывались. Кстати, тот факт, что Каланда именно в апреле 2013 года переписывает Les Arcades на Шарипова, скорее всего, свидетельствует о том, что изначально они не планировали покидать «Роснефть».
Но напряженный график и жесткая дисциплина в «Роснефти», вероятно, не очень вяжется с расслабленным имиджем новоявленных миллионеров и обитателей роскошных вилл Лазурного берега.
Так что в итоге «сладкая парочка» все же покидает компанию.
Конечно, обладателям такого состояния на этом можно было бы уже и завершить свою трудовую деятельность. Но Шарипов, очевидно, не может позволить себе такой роскоши. По версии источников, знакомых с ситуацией, еще в 2013 году им начали интересоваться правоохранительные органы: в нескольких делах он даже проходил в качестве свидетеля. Переживший лихие 1990-е г-н Шарипов, точно знает, что оставаться совсем «без крыши» — рискованно.
И он отправляется в «Транснефть». Примечательно, что президент нефтяного гиганта и его новый работодатель Николай Токарев тоже успел прослыть большим любителем элитной недвижимости. По информации СМИ, семья Токарева владеет зданием в Москве на Зубовской площади, 3, построенного по проекту архитектора Соломонова в 30-е годы прошлого века. Оценочная стоимость 8 тыс. кв. метров на Зубовской составляет 1,5-2 млрд рублей. Кроме того, семья главы «Транснефти» располагает 12-ю элитными апартаментами в Юрмале, расположенными всего в 100 метрах от знаменитых песчаных пляжей, а также роскошной виллой 19 века на острове Лошинь в Адриатическом море, построенной для австрийского императора Франца Иосифа I.
В этой связи новая должность Шарипова в качестве юриста по корпоративным вопросам, курирующего недвижимость, выглядит весьма символично.