В Ленинском районном суде Перми началось рассмотрение уголовного дела в отношении экс-депутата Госдумы Алексея Бурнашова. Он обвиняется в оскорблении инспектора ДПС Эдуарда Томилина и применении к нему физического насилия. Инцидент произошел после того, как инспекторы заподозрили Алексея Бурнашова в нахождении в пьяном виде за рулем. По версии следствия, экс-депутат в процессе конфликта оскорблял полицейских, а еще попытался напасть на своих супругу и сына. После он ударил господина Томилина и попытался укусить его за ухо. Сам бывший депутат заявил в суде, что признает вину.
Из оглашенного прокурором Максимом Шадриным обвинительного заключения и показаний свидетелей версия следствия выглядит следующим образом. 8 июля прошлого года Алексей Бурнашов, на тот момент депутат Госдумы, припарковал свой Mercedes у дома в Перми по улице Окулова, 18, где у него произошел конфликт с таксистом Дмитрием Суворовым. Последний подъехал к дому, чтобы забрать клиента. В момент ожидания к нему подошел Алексей Бурнашов с визуальными признаками опьянения. «Он стал спрашивать: “Где мой сын? Куда ты повезешь моего сына?”» — говорится в оглашенном протоколе допроса господина Суворова. Затем Алексей Бурнашов потребовал от находившегося в машине таксиста отдать телефон, а, получив отказ, ударил его в голову. Разбушевавшегося депутата успокоил свидетель Сергей Зотов, а Дмитрий Суворов уехал с места происшествия. Встреченным по пути сотрудникам ДПС он сообщил о пьяном водителе.
Когда экипаж в составе Михаила Ткаченко и Эдуарда Томилина подъехал к машине Алексея Бурнашова, депутат находился на водительском сидении. Как следует из показаний инспектора Томилина, на просьбу предъявить документы тот протянул ему удостоверение депутата Государственной думы и заявил, что является неприкосновенным (ранее источники «Ъ» утверждали, что удостоверения он не показывал). Поскольку у водителя были явные признаки опьянения, оба инспектора пытались уговорить его пересесть на заднее сидение патрульного автомобиля для решения вопроса о возможности составления административного протокола. Сначала депутат подчинился, но затем вышел из машины. В какой-то момент у автомобиля ДПС оказалась супруга Алексея Бурнашова, которая стала его успокаивать, а инспекторам предложила забыть инцидент и отогнать Mercedes во двор.
Появление жены вызвало у Алексея Бурнашова агрессивную реакцию. Нецензурно выражаясь и крича: «Ты у меня украла сына»,— Алексей Бурнашов, со слов инспекторов, угрожал ей и попытался удушить женщину, но супругов разняли полицейские.
Затем депутат набросился с кулаками уже на сына, который также оказался на месте происшествия, разнимать их тоже пришлось сотрудникам ДПС. Алексей Бурнашов заявил, что у полицейских нет доказательств, что автомобилем управлял именно он. Прибывшие в качестве подкрепления сотрудники осмотрели записи с камер наблюдения дома и увидели, что за рулем Mercedes до остановки был именно Алексей Бурнашов. Когда об этом сообщили депутату, тот вновь стал агрессивным.
Эдуард Томилин и несколько сотрудников ДПС показали, что Алексей Бурнашов принялся ругаться матом и несколько раз пытался уйти в дом на Окулова, 18, где проживал с семьей. Полицейские пытались его остановить «для осуществления процессуальных действий», но Алексей Бурнашов стал толкаться. А затем неожиданно ударил господина Томилина в голову. По словам Эдуарда Томилина, удар пришелся по касательной в подбородок и горло, что в итоге привело к травме гортани. Ее эксперты квалифицировали как легкий вред здоровью. Затем коллеги инспектора применили к водителю физическую силу и заковали в наручники.
Уже в наручниках Алексей Бурнашов продолжал ругаться и оскорблять инспектора Томилина, а затем попытался укусить его за правое ухо.
Прибывшие на место происшествия ответственные от руководства полка приняли решение Алексея Бурнашова доставить в отдел полиции. Ему предложили пройти медосвидетельствование, на что депутат ответил отказом. После чего в отношении Алексея Бурнашова был составлен соответствующий административный протокол. Инспекторы ДПС составили рапорты о случившемся и отправились в СКР, где был зарегистрирован материал проверки.
Уголовное дело в отношении Алексея Бурнашова было возбуждено осенью прошлого года СУ СКР по Пермскому краю уже после того, как он лишился депутатского статуса. В окончательной редакции обвинения ему были инкриминированы ч. 2 ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти, повлекшее легкий вред здоровью) и ст. 319 УК РФ (публичное оскорбление представителя власти). Потерпевшим по обоим составам был признан Эдуард Томилин. На допросе инспектор заявил, что, хотя удар и пришелся по касательной, но у него заболело горло, а позже и голос пропал. В результате полицейский ушел на больничный.
Сам Алексей Бурнашов заявил, что признает вину полностью. Впрочем, его защитник у всех свидетелей-полицейских интересовалась, через какое время они поняли, что у их коллеги Томилина пропал голос. По окончании заседания прокурор Максим Шадрин не исключил, что защита планирует добиваться переквалификации действий депутата на ч. 1 ст. 318 УК РФ, то есть применение насилия, не опасного для жизни и здоровья. Это более «мягкий» состав преступления. Если по ч. 2 этой статьи предусмотрено наказание до десяти лет лишения свободы, то по ч. 1 — не более пяти. Рассмотрение уголовного дела в отношении Алексея Бурнашова продолжится 22 апреля.
Собеседник «Ъ» в МВД говорит, что полицейским «в определенной степени повезло», что Алексей Бурнашов решил ударить инспектора.
«Непонятно, чем бы завершился конфликт из-за пьяного вождения,— отмечает он,— депутат Госдумы имеет неприкосновенность, задерживать его можно, только застигнув на месте преступления. Нахождение за рулем в пьяном виде — это лишь административный проступок. Если бы инспекторы надели на него наручники до нападения, то теоретически это превышение должностных полномочий. Так что, ударив полицейского, Алексей Бурнашов, развязал руки его коллегам».