Куражи и миражи

Источник
Ключевые параметры нового саратовского аэропорта до сих пор не известны ни пассажирам, ни строителям.
На строительной площадке нового аэропорта близ Сабуровки состоялось очередное совещание на тему этого амбициозного проекта. В совещании приняли участие представители правительства области, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», ОАО «Волгомост» и других структур.

Судя по публикации на сайте правительства, работы на возводимой взлетно-посадочной полосе (ВПП) и двух рулежных дорожках идут бодро. Уже начата укладка особо прочного гранитного щебня в основу ВПП и рулежных дорожек, что видимо, приблизит нас на шаг к мечте – получить международный аэродром, способный принимать современные лайнеры типа Airbus A-320-200.

Отдельно в публикации прописан вопрос о корректировке проекта, на которой настоял лично губернатор Валерий Радаев и с которой согласилась Росавиация. Как известно, речь идет об усилении полосы и включении в проект здания аэровокзала. Если ВПП – объект федеральный и все корректировки пойдут, видимо, за счет федеральных средств, то здание – это та часть, которую мы должны оплатить из собственного кармана. Где взять деньги на проект, а потом и стройку, и на какую сумму нужно ориентироваться?

Почему так получилось, что строительство, фактически, уже началось, а с важнейшими узлами будущего аэропорта все еще полная неясность? Более того, нет пока официальной информации и о другом важнейшем параметре – прогнозной мощности будущего аэропортового комплекса. На 300 тысяч пассажиров в год рассчитывать аэропорт или на миллион – две большие разницы. На сайте правительства 12 июля появилось сообщение, что прогноз пассажиро- и грузоперевозок в новом аэропортовом комплексе выполняется чиновниками совместно с голландской компанией NACO (Netherlands Airoport Consultants B.V.). А в публикации от 5 августа можно прочитать весьма любопытный фрагмент: участники совещания в Росавиации договорились, что новый аэропорт города Саратова будет способен принимать все типы самолетов, необходимость в которых будет выявлена по итогам разработки прогноза в новом аэропортовом комплексе. То есть, прогноза еще нет, но Росавиация и чиновники уверены в его выводах? В сентябре про прогноз не говорится ни слова, а только о том, что изменения в проект нужно вносить как можно быстрее.

Но как проектировать аэровокзал, если не известен прогноз? На сколько пассажиров его строить – на 300 тыс. в год или на миллион? А техусловия от поставщиков коммунальных ресурсов, а мощность коммуникаций – все это тоже завязано на прогнозе пассажиро- и грузоперевозок. А между тем тендер на коммуникации и инфраструктуру уже выигран, и компания «Волгомост» должна получить 185 млн рублей из областного бюджета.

Показатели потенциального пассажиропотока – ключевые в привлечении инвесторов. А на них в нашем амбициозном замысле возлагаются весьма серьезные надежды. Цифра озвучивалась не раз – вклад частника в проект должен составить порядка 6,3 миллиарда рублей при общей стоимости в 15 млрд. В отличие от бюджетных параметров, которые то и дело дрейфуют, этот остается константой. Однако инвестиционного ажиотажа пока что-то пока не видно, только Renova Ильи Вексельберга в лице ее подразделения «Аэропорты Регионов» проявила интерес, но увидев глубоко провинциальные параметры ВПП, заложенные в проекте, остыла. Зато с ее подачи и всплыла тема переделок.

Конечно, нужно думать о перспективе – никто не спорит. А при такой мощной руке, как известный всем замглавы кремлевской администрации, грех не качнуть лишний раз федеральный бюджет, заставив ведомства переделать проект за их собственный счет. Но с другой-то стороны, сколь ни надувай щеки, частника не обманешь. Даже если учитывать «растущую из года в год мобильность пассажиров», как призывает зампред Юрий Моисеев, даже если в прогнозе «нарисовать» миллион, вряд ли востребованность новой воздушной гавани будет кардинально отличаться от пассажиропотока «Саравиа». А ее воздушный флот перевез в 2011 году порядка 400 тыс. пассажиров. Здравый смысл подсказывает, что возле этой цифры и будет плясать реальная загрузка нового аэропорта. И даже если полоса его будет готова принимать аэробусы последней модели, совсем не факт, что они у нас будут садиться. Не потому что нельзя, а потому что не зачем. Кому, по большому счету, нужен Саратов?

Остальное уже «мелочи»: три автодорожных подхода, которые еще нужно проложить (миллиарды рублей!), непонятки с обеспечением водой, газом, теплом будущего авиахаба. Кто станет поставщиком этих ресурсов? Во что выльется стоимость присоединения к сетям? К чему вообще весь этот пафос? «Бизнес-вектор» намерен узнать ответы на эти вопросы у экспертов и ключевых участников проекта.
Персоны Компании
Самолеты купили по космическим ценам
В Ульяновске возбуждено уголовное дело по факту необоснованного завышения цены госконтракта на поставку самолетов Diamond DA42 для Ульяновского высшего авиационного училища
Чартер разбил экипаж
В понедельник Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал отчет о причинах крушения Ту-134 авиакомпании «Русэйр» 21 июня при заходе на посадку в аэропорту Петрозаводска
Сколько авиакомпаний должно остаться в России?
После того как российские власти признали, что проблемы в гражданской авиации носят системный характер, и президент Медведев потребовал закупать самолеты за рубежом, а премьер Путин — дооснастить все эксплуатируемые в России самолеты современными средствами наблюдения и контроля, Росавиация занялась пересмотром лицензий авиакомпаний
Палки в крылья
4K 9 мин
Задержан гендиректор «Континента»
Генеральный директор авиакомпании «Континент» задержан в рамках уголовного дела о мошенничестве
Возбуждено дело о хищении 240 млн рублей при закупках самолетов
Московское межрегиональное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело по подозрению в хищении 240 млн руб
Компания "Интеравиа" признана банкротом
Арбитражный суд Москвы признал 28 января компанию "Интеравиа" банкротом