Лидер украинской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) Виктор Медведчук будет находиться под круглосуточным домашним арестом вплоть до 9 июля. Такую меру пресечения в четверг избрал политику киевский суд. Решение можно считать промежуточной победой господина Медведчука — сторона обвинения требовала ареста с правом выхода под залог 300 млн гривен (более 800 млн руб.). Обвинения в госизмене и попытке хищения нацресурсов в Крыму депутат по-прежнему считает «политически мотивированными». Он заявил, что намерен обжаловать решение суда и продолжить заниматься политикой.
Печерский районный суд Киева в четверг избрал меру пресечения депутату Виктору Медведчуку, которого украинское следствие обвиняет в госизмене и покушении на хищение национальных ресурсов в Крыму (ст. 111 и ст. 438 Уголовного кодекса). Политика поместили под круглосуточный домашний арест до 9 июля включительно. Он также обязать сдать паспорт, носить электронный браслет, не покидать Киев и Киевскую область без разрешения следователя и прокурора, уведомлять их и суд об изменении места жительства или работы, воздерживаться от общения с подозреваемыми и свидетелями.
Заседание стартовало в 13:00. К тому времени помимо сотрудников нацгвардии у здания собрались толпы сторонников и противников политика. Первые были представлены членами организации «Патриоты — За жизнь», созданной коллегами Виктора Медведчука по ОПЗЖ. В противовес им выступили активисты запрещенного в РФ «Национального корпуса». Они требовали посадить политика «на нары» и ближе к вечеру совершили неудачную попытку прорваться в здание суда.
Судебный процесс по избранию меры пресечения Виктору Медведчуку продлился до позднего вечера. Сторона обвинения настаивала на аресте политика и удержании его под стражей в течение двух месяцев, но с правом внесения залога 300 млн гривен (более 800 млн руб.). Защита просила суд не арестовывать Виктора Медведчука вовсе, поскольку тот не намерен скрываться от следствия или «на кого-то влиять». Кроме того, адвокаты отмечали, что политик не может выплатить залог, поскольку его активы заморожены. Напомним, 19 февраля Совет национальной безопасности и обороны Украины ввел санкции в отношении господина Медведчука, его жены Оксаны Марченко, пяти граждан РФ и ряда юрлиц.
Помочь политику готовы были также 40 его однопартийцев, которые в четверг утром обратились в суд с заявлениями о намерении взять того под личное поручительство, но суд отклонил ходатайство.
Напомним, суть предъявленных обвинений лидеру ОПЗЖ и его коллеге по партии Тарасу Козаку (по словам господина Медведчука, тот находится на лечении в Белоруссии) раскрыли на совместном брифинге во вторник Генпрокуратура и СБУ. Главный уголовный эпизод относится к истории с разработкой месторождение Глубокое в Черном море, чем с 2012 года занималась киевская компания «Новые проекты». По версии следствия, после присоединения полуострова к РФ господин Медведчук пытался с помощью российского правительства переоформить фирму из украинской юрисдикции в российскую. Кроме того, как утверждают в генпрокуратуре, он способствовал «передаче оккупантам» «эксклюзивных данных» о месторождении.
Второй эпизод — о передаче спецслужбам РФ «секретных данных» о местонахождении одного из подразделений вооруженных сил Украины в августе 2020 года. Следствие считает, что Виктор Медведчук передал эту информацию Тарасу Козаку, который в тот момент находился в РФ. Еще одно дело касается некоего проекта «Луч», призванного «опекать» въезжающих в РФ украинцев — по данным СБУ, для сбора их персональных данных, вербовки и распространения «российской пропаганды».
Выступая в суде, политик назвал предъявленные ему обвинения «политически мотивированными и направленными на то, чтобы остановить оппозицию». «В распоряжении правоохранительных органов, представителей прокуратуры нет объективных доказательств, которые могли бы сегодня говорить о подозрении по отношению ко мне»,— также заявил он. По итогам заседания господин Медведчук заявил, что будет выполнять решение суда, но продолжит заниматься политикой: «Я буду делать то, что делал и до этого, продолжать политическую деятельность в рамках "Оппозиционной платформы — За жизнь"».
Хотя избранную меру пресечения сторонники лидера ОПЗЖ встретили аплодисментами, он сам дал понять, что будет обжаловать решение суда. «Мы сейчас будем советоваться с адвокатами и принимать решение в отношении того, какими будут наши последующие действия и в плане обжалования, и в плане дальнейшего проведения всех следственных действий»,— сказал он и добавил, что его команда будет опровергать «надуманные обвинения».