Они любят комфорт, престиж и летают бизнес-классом, заметил «Октагон», хотя первоочередная задача ведомства состоит в контроле за эффективным использованием госбюджета. Бывшего главу Алексея Кудрина даже возили первым классом за 1,3 млн рублей и селили в пятизвездочных отелях Рио-де-Жанейро.
Билеты в бизнес-класс дороже обычных в три – семь и более раз. Из преимуществ – более просторное сиденье, первоочередность посадки-высадки, обслуживание в аэропорту, большее разнообразие в меню и алкоголь. Бизнес-классом в командировки массово летают не только аудиторы Счетной палаты (12 аудиторов – ее ключевые должностные лица), но также малоизвестные и неизвестные чиновники ведомства.
Например, Счетная палата оплатила авиаперелет директора одного из департаментов СП и инспектора в Екатеринбург и обратно в январе 2023 года. Сумма составила 144 тыс. рублей на двоих, билеты в Нижний Новгород стоили 80 тыс. рублей.
Вениамин Симонов – директор департамента аудита финансовых рынков и государственного долга Счетной палаты, он же архимандрит Филипп. Доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, заслуженный экономист РФ, заведующий кафедрой истории Церкви МГУ. Кроме того, он священник в Свято-Никольском храме в Отрадном (Москва). Средний доход за последние годы составляет около 700 тыс. рублей в месяц. Его попутчик Ивэн Харланов – начальник инспекции Счетной палаты РФ, бывший помощник председателя Совета Федерации по экономическим вопросам.
В командировки чиновники ездят не только по основной, контрольно-счетной специализации ведомства. Зачастую речь идет об «обмене опытом» и обучающих мероприятиях, хотя сотрудники СП способны обходиться видеоконференциями. Аудитор Счетной палаты Олег Савельев и начальник инспекции Ацамаз Дедегкаев в этом месяце летали в бизнес-классе по маршруту Москва – Омск – Москва, потратив 217 тыс. рублей на двоих. В Минеральные Воды и обратно за 63 тыс. рублей слетал в январе начальник инспекции Алексей Свищев.
Африканский тур (Кения, Либерия и Марокко) стоимостью более 600 тыс. рублей состоялся в начале февраля 2023 года у замдиректора департамента финансового аудита аппарата Счетной палаты Дениса Стрижеусова, хотя год назад было достаточно общения с зарубежными коллегами по видео. Перемещался чиновник по маршруту Москва – Дубай – Найроби – Монровия – Касабланка – Стамбул – Москва. При этом рядовые сотрудники СП Олег Костылев и Андрей Сусаренко совершили аналогичный перелет в экономклассе – в шесть раз дешевле. Директор департамента международного и регионального сотрудничества Тимур Махмутов и начальник отдела сотрудничества с ИНТОСАИ и другими международными организациями Ярослав Яловенко слетали бизнес-классом в Индию.
Хотя Счетная палата периодически жалуется, что три четверти госзакупок проходят с единственным претендентом, билетами без какой-либо конкуренции («закупка у единственного поставщика») ее обеспечивает АО «Городской центр бронирования и туризма». Несмотря на название, к мэрии Москвы эта компания отношения не имеет и является частной. Имена ее владельцев скрыты, однако организация активно взаимодействует с госструктурами.
Та же фирма обеспечивала проживание сотрудников Счетной палаты в гостиницах, и об экономии по этому направлению в ведомстве тоже не задумывались. Например, шесть ночей, проведенные главой СП Алексеем Кудриным в пятизвездочном отеле Fairmont Rio de Janeiro Copacabana в ноябре 2022 года обошлись бюджету в 830 тыс. рублей. Международный конгресс аудиторов в то время действительно проходил, Кудрин тогда готовился уйти в отставку и перейти на работу в «Яндекс». Во время той поездки троим его подчиненным забронировали номера попроще – каждый почти втрое дешевле.
При Кудрине ситуация с покупкой авиабилетов главным аудиторским ведомством в целом была аналогичной. Сам он летал в Бразилию первым классом за 1,3 млн рублей, пользуясь услугами авиакомпании Emirates: своя «каюта», душ-спа. «Почувствуйте себя как на борту личного самолета», – так описан этот сервис на сайте Emirates. Многие коллеги Кудрина тоже ценят повышенный комфорт и летают за рубеж и по России со всеми удобствами.
«Октагон» направил несколько вопросов Счетной палате, которую в статусе исполняющего обязанности председателя возглавляет Галина Изотова (как следует из приведенной выше информации, она тоже предпочитает бизнес-класс).
В пресс-службе Счетной палаты ответили, что руководствуются законодательством (Указ президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих») и якобы стараются экономить:
– Следует отметить, что для лиц, замещающих высшие должности гражданской службы категории «руководители», в Счетной палате РФ авиабилеты приобретаются классом ниже, чем установлено вышеуказанным документом, в целях экономии.
Относительно последних поездок в СП заявили, что в феврале 2023 года «представители высшего органа аудита России посетили Республику Индия для участия в шестом заседании глав высших органов аудита стран – членов ШОС». А поездка через Дубай и Найроби прошла «в рамках реализации Счетной палатой полномочий внешнего ревизора одной из организаций системы ООН», сотрудника командировали к месту проверки. На вопрос о том, кто проверяет СП, в ведомстве указали, что Счетная палата сама публикует отчеты о своей деятельности, а «объективность полученных результатов проверяет Главное контрольное управление президента».
Указ президента РФ «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» предусматривает обеспечение билетами в бизнес-класс только руководителей ведомств, к тому же текущая ситуация априори предполагает дополнительные меры экономии.
Тем не менее только в отношении Счетной палаты расходы достигают десятков миллионов рублей в год.
В 2020 году российский филиал немецкой некоммерческой организации Transparency International (включен Минюстом России в реестр НКО-иноагентов) провел исследование, согласно результатам которого 63 процента бюджетных средств, направленных на оплату авиаперелетов представителей Минпромторга, Минфина, Минкультуры и упраздненного Минсевкавказа, потрачены на места в бизнес-классе. Зафиксированы случаи использования частных самолетов. Закупки билетов для сотрудников самой СП не анализировались, и по итогам исследования НКО «направила заявления в Счетную палату РФ по всем фактам обнаруженных превышений предельных норм по использованию класса перелетов». Вышеописанная реакция Счетной палаты говорит сама за себя: контролировать свои расходы самостоятельно ведомство не может, и его вполне устраивает текущий тренд на засекречивание госзакупок.