Кто поставил полтора миллиарда на топливную карту на подмосковных АЗС

Источник
Скандальное дело о топливных картах.
На неделе пройдет очередное судебное заседание по резонансному делу «о топливных картах». Кредитор, благодаря усилиям которого банкротится компания-оператор топливных карт, утверждает, что за 4 года работы сетей АЗС в Тверской и Московской областях крупных сбытовых компаний не было ни единого отпуска топлива клиентам на АЗС. И поэтому компании, которым принадлежат АЗС, должны оператору топливных карт более 1,5 миллиарда рублей.

И если судебные органы поначалу отказывали в подобных притязаниях, то в этом году арбитраж неожиданно встал на сторону кредитора.Наша редакция ознакомилась с материалами этого странного дела и наткнулась на возможный след явно мошеннических схем, за которыми может стоять один бизнесмен. Подробности – в нашем материале.

Суть дела

В первой половине 2020 в рамках банкротного дела компании-оператора топливных карт от кредитора последовала череда обращений в арбитражный суд о признании сделок должника (банкрота) со сбытовыми компаниями недействительными и возврате данными компаниями денежных средств на общую сумму около 1,5 миллиардов рублей за период с 2014 по 2018 годы.

Судебные заседания по рассмотрению апелляционных жалоб сбытовых компаний по сделкам состоятся в марте-апреле. 22 марта ближайшее заседание.

Сбытовыми компаниями оспариваются определения арбитражного суда первой инстанции, где судья признал недействительными операции по перечислению денежных средств банкроту и применил последствия недействительности сделок обязав сбытовые компании возвратить банкроту более 1,5 миллиарда рублей. Значимым является тот факт, что в рамках все тех же доказательств судья первой инстанции, рассматривающий данный спор на первом круге, вынес при повторном рассмотрении противоположный судебный акт.

Какой вердикт вынесет суд апелляционной инстанции в отношении сбытовых компаний при повторном рассмотрении? Символично, что судебный состав апелляционной инстанции, так же как и в первой инстанции, тождественен апелляционному составу, рассматривающему жалобы при первом рассмотрении год назад. Тогда суд апелляционной инстанции рассматривая жалобы кредитора оставил их без удовлетворения, поддержав и усилив позицию суда первой инстанции в том, что сделки являются действительными.

Хронология судебных решений

Сбытовые компании предоставили в материалы дела доказательства – первичные учетные документы (товарные накладные, счета-фактуры, терминальные чеки, акты сверок взаимных расчетов), подтверждающие фактическое исполнение договоров поставки нефтепродуктов и реальность взаимоотношений между компанией оператором топливных карт и сбытовыми компаниями. Объем представленных сбытовыми компаниями первичных учетных бухгалтерских документов за 4 года значителен и составляет несколько сотен томов дел.

В начале прошлого года арбитражный суд первой инстанции, досконально изучив документы, отказал кредитору в иске о признании недействительными договоров поставки топлива. Весной 2021 года арбитражный апелляционный суд, рассматривая жалобы кредитора, оставил их без удовлетворения, поддержав и усилив позицию суда первой инстанции.

Казалось бы, исход дела очевиден в пользу сбытовых компаний, владеющих сетями АЗС и отпустивших топливо клиентам.

Однако, что-то пошло не так, и в августе 2021 года Арбитражный суд кассационной инстанции, по непонятным причинам признав имеющиеся в сбытовых компаниях и представленные в дело первичные учетные документы ненадлежащими доказательствами, отменил судебные акты первой, второй инстанций и направил споры на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Данная участь уготовлена судом кассационной инстанции всем крупным (федерального значения) и более мелким (регионального значения) компаниям, владеющим сетями АЗС.

Недоумение… В чем же провинились сбытовые компании, осуществляющие отпуск ГСМ в розницу через сети АЗС?

В рамках все тех же доказательств по делу судья первой инстанции, рассматривающий споры по сделкам ранее при первом рассмотрении, неожиданно занимает противоположную позицию и выносит судебные акты о признании недействительными операций по перечислению денежных средств должника (банкрота) по договорам поставки в пользу сбытовых компаний с применением последствий недействительности сделок и взысканием со сбытовых компаний в пользу должника (банкрота) более 1,5 миллиардов рублей. Сбытовые компании обжалуют определения арбитражного суда первой инстанции в апелляционной. Какова будет судьба этих определений – неизвестно, но есть сомнения в их объективности.

Главные лица

Анализ документов и данных об участвующих в данном деле компаний говорит о том, что оставшиеся в деле два кредитора могут быть связаны между собой.

Примечательно, что один из кредиторов не имеет никакого отношения к заправочному бизнесу, но имеет определенный опыт в иной сфере. Получается, что эта компания «удивительным образом», не владея достаточным ресурсом денежных средств, без движения денежных средств по счетам, приобретает права требований кредиторов и доли собственников предприятий. Уже не в первый раз «новоиспеченный» кредитор «светится» в подобных схемах с банкротством предприятий.

В настоящее время 80% доли в уставном капитале должника (банкрота) также принадлежит «новоиспеченному» кредитору.

К сведению, данные два кредитора являются кредиторами еще в нескольких банкротных делах, которые рассматриваются в арбитражных судах городов Москва и Тверь.

При этом явно видно, что завладение данными компаниями чужими денежными средствами путем ведения (судебного сопровождения) банкротных дел – уже отработанная ими на практике схема. Получилось один раз, можно пробовать и еще, по-видимому, решили эти компании.

Единственный участник и генеральный директор юридической фирмы, осуществляющей представление интересов кредиторов в рамках описанного банкротного дела, не чужд учредителю «новоиспеченного» кредитора.

Даже не удивляет позиция «нового» конкурсного управляющего должника (банкрота), о замене которого так ратовали кредиторы, по всем признакам защищающая не интересы банкрота, как предписывает Закон, а интересы кредиторов – компаний, подпадающих под признаки фирм-однодневок, с общей численностью работников на две компании три человека.

Возможно, пора заинтересоваться чинимыми действиями правоохранительным органам, стоящим на страже интересов страны, стабильных предприятий, добросовестно осуществляющих хозяйственную деятельность и приносящих ощутимый доход в бюджет государства, и населения страны, которым гарантируется социальная защита, особенно в этот непростой период санкционного давления.

А пока события в деле о банкротстве должника разворачиваются стремительно и непредсказуемо, ведомые «невидимой» силой. Следите за новостями.