Кто «перетирает между собой» «Камаглавстрой»?

Источник
«Бизнес-онлайн» удалось приоткрыть завесу тайны над пертрубациями в крупнейшей строительной компании Татарстана. 
Известие о том, что нижнекамский строительный конгломерат УК «Камаглавстрой» выкупили некие «москвичи», прозвучало как гром среди ясного неба в начале июля на очередной правительственной планерке. Разъяренный президент РТ Рустам Минниханов, который был не в курсе дела, озабоченный мэр Нижнекамска Айдар Метшин, вставший завод КПД, неизвестность судьбы 8-тысячного коллектива, противоречивые слухи о  бывшем гендиректоре Валерии Самилове... Все это наводило на мысль о чем-то экстраординарном, однако реальность, по данным источников «БИЗНЕС Online», оказалась намного прозаичнее: речь идет всего лишь о «бракоразводном процессе» старых партнеров – строителей и нефтяников.  
 
Рустам Минниханов: «Каждый будет здесь покупать-продавать, что ли? Когда надо было, взяли. Мы же помогали, не возражали, что Самилов берет в собственность. Но пусть согласует, если собрался продать...»
 
«КУДА ВЫ СМОТРИТЕ? ЭТО ЖЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ! В ПЕРВЫЙ РАЗ СЛЫШУ!»
 
Впервые новость о смене собственников в крупнейшей татарстанской строительно-промышленной группе ОАО «УК «Камаглавстрой» публично прозвучала 7 июля во время воскресного совещания у Рустама Минниханова.
 
Все началось с разбора причин отставания по объектам соципотеки в Нижнекамске – двум 259-квартирным домам. Глава минстроя РТ Ирек Файзуллин, как о чем-то само собой разумеющемся, сообщил, что новый собственник остановил Нижнекамский завод крупнопанельного домостроения (КПД).
 
- Кто купил? – изумленно спросил Минниханов.
 
- Московская организация, – уклонился от прямого ответа Файзуллин.
 
Не стал вносить ясность и мэр Нижнекамска Айдар Метшин, подлив масла в огонь словами, что «вопрос глобальный» и «все озабочены этим». И тогда президент просто взорвался:
 
- Что за бардак? Каждый будет здесь покупать-продавать, что ли? Когда надо было, взяли. Мы же помогали, не возражали, что Самилов берет в собственность. Но пусть согласует, если собрался продать. Тем более с такими обязательствами. Куда вы смотрите? Вы между собой там не «перетирайте», ставьте в известность. Это же стратегическое предприятие. В первый раз слышу…
 
Правда, спустя месяц на таком же совещании 10 августа стало понятно, что накал вокруг продажи «Камаглавстроя» несколько спал, и у Минниханова не осталось претензий. Его единственным требованием остался запуск Нижнекамского завода КПД и реализация программы соципотеки. Сейчас, по нашим данным, завод  запущен, долги по зарплате выплачены, соципотечные дома строятся.
 
Впрочем, далеко не факт, что завод удастся удержать на плаву в будущем. Вот как прокомментировал газете «БИЗНЕС Online» эту тему министр строительства РТ Файзуллин:
 
- Свято место пусто не бывает! Как только появилась информация, что происходят некоторые изменения, сразу челнинский строительный комплекс рванул в Нижнекамск со своими домами, в этом году уже начали строить. Завод КПД сегодня без модернизации точно будет неконкурентоспособным, потому что жители Нижнекамска не захотят жить в таком жилье, когда Челнинский ДСК (он прошел недавно модернизацию – ред.) предлагает более качественный и современный продукт, – считает министр. – Мы уже несколько лет стимулируем этот завод на модернизацию, но, видимо, у руководства «Камаглавстроя» свои идеи были. А может, просто люди устали от непростой работы строительной».
 
НА МЕСТО САМИЛОВА СЕЛ РЕВИЗОР
 
Нельзя не отметить, что к моменту разгромного совещания у президента процесс смены управления в УК «Камаглавстрой» шел уже несколько недель. По крайней мере, ее бессменный руководитель и основатель Валерий Самилов покинул свой пост еще 10 июня, оставшись членом совета директоров. Его сменил некто Валентин Шакиров, который ранее упоминался в отчетности компании лишь как член совета директоров и ревизионной комиссии. По нашей информации, он фигура промежуточная, но об этом чуть позже.
 
Попытки получить официальный комментарий от «Камаглавстроя» по поводу происходящего окончились ничем, и лишь благодаря президенту карты приоткрылись. Тем не менее так и осталось загадкой, кто же те «москвичи», упомянутые Файзуллиным. Пролить на это свет не смог (или не пожелал) практически никто из опрошенных газетой «БИЗНЕС Online» представителей республикансих стройкомпаний и чиновников. Неизменно отмечалось лишь, что Самилов – это высококлассный специалист, и, возможно, его уход связан с некой усталостью или проблемами со здоровьем.
 
Между тем завеса тайны над судьбой УК «Камаглавстрой» выглядит просто неприлично, учитывая вес и значение холдинга для экономики республики. Напомним, этот строительный конгломерат был создан в 2003 году на базе  объединения «Татэнергострой». Среди «дочек» головной компании: подразделения по проектированию, строительству, монтажу инженерных сетей и технологического оборудования, управления механизации и транспорта, предприятия стройиндустрии. Одного жилья компания только в Нижнекамске ежегодно вводит по 100 тыс. кв. метров. Общая численность сотрудников, по данным официального сайта (возможно, устаревшим), составляет 8 тыс. человек.
 
Настоящая жемчужина холдинга – «Нефтегазинжиниринг» (НГИ), один из основных подрядчиков на татарстанской «стройке века» – ТАНЕКО. С годовой выручкой 22 млрд. рублей компания два года подряд возглавляла Топ-55 «БИЗНЕС Online» крупнейших стройкомпаний Татарстана. А ведь это лишь часть обширной империи! 
 
И ТУТ «ЕРШОВСКИЕ»! 
 
Прояснить загадочную ситуацию «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности согласился один из участников рынка. Первым делом наш источник посоветовал обратить внимание на то, кому «Камаглавстрой» принадлежал изначально. В разрез со сложившимся стереотипам, заслуженный строитель РФ, депутат Госсовета РТ и отец-основатель «Камаглавстроя» Самилов, по крайней мере, с 2005 года не владеет контрольным пакетом.
 
Структура собственности компании такова: ОАО «ПроФИТ Групп» – 34%,
 
ООО «Промресурс-финанс» – 16%, ООО «РТК-Петрол» – 17%, ООО «РТК-Инвест» – 17%, ООО «Карбон» – 16%.
 
Из них с Самиловым связано только одно – ОАО «ПроФИТ Групп». По крайней мере, сейчас он занимает в нем пост председателя совета директоров. Что касается остальных «ооошек» (владельцев «Камаглавстроя»), то в основном это наши «старые знакомые», которые становились фигурантами нескольких публикаций «БИЗНЕС Online» и наших коллег из других СМИ. И каждый раз следы вели к «Татнефти» и ее топ-менеджерам.
 
К примеру, компания «РТК-Петрол» входит в список Forbes «Топ-200 крупнейших непубличных компаний России». По данным журнала, фирма основана в 2002 году и специализируется на оптовых поставках нефтепродуктов. Поначалу она была дочерней структурой «Татнефти», но в 2004 году перешла в собственность частных лиц.
 
В публичном поле компания засветилась во время конфликта американского миллиардера Тимура Сапира и Московского НПЗ, куда «РТК-Петрол» поставляет татарстанскую нефть. По данным газеты «КоммерсантЪ», фирма принадлежит Леониду Долгошееву (директор компании), Владимиру Полякову и Виктору Микрюкову. Неявным же образом за ними маячат более крупные фигуры. Во всяком случае, в начале конфликта переписку с американцем, как утверждает «КоммерсантЪ», напрямую вел топ-менеджмент «Татнефти». 
 
Впервые названные лица попали в поле зрения «БИЗНЕС Online» во время расследования дела о сносе нескольких исторических памятников в центре Казани: дома Потехина и номеров Банарцева. Тогда оказалось, что здания принадлежат ООО «МФК «Ершовский», директором которой является все тот же Долгошеев. Интересно, кстати, что название этой структуры созвучно фамилии замгендиректора и начальника правового управления «Татнефти»  Валерия Ершова.
 
«Ершовские» (назовем их условно так) всплыли и как лица, аффилированные с ИФК «Капитал», сумевшего оказать эффективные «коллекторские» услуги  обманутым инвесторам в ходе скандала вокруг амбициозного коттеджного проекта «Лесная Слобода».
 
БРАКОРАЗВОДНЫЙ ПРОЦЕСС
 
По версии нашего источника, «ершовские» приобрели контрольный пакет «Камаглавстроя» еще в 2005 году. Можно предположить, что это было одним из условий участия компании в амбициозном проекте строительства ТАНЕКО. У ОАО «ПроФИТ-групп», связанного с Самиловым, осталось только 34%, то есть лишь блокирующий пакет. Однако до поры до времени за ним как за опытным строителем остался операционный контроль. 
 
Какая кошка пробежала между старыми партнерами сейчас, неизвестно. Однако после рождения общего «дитя» в виде ТАНЕКО стороны решили разбежаться. По одной из версий, пакет «ПроФИТа» выкупили нефтяники, по другой – переговоры еще идут, и вполне возможно, что Самилов вернет трон созданной им империи. При этом наличие какой-либо «третьей силы», тем более из-за пределов республики, наши источники категорически исключают.
 
Пока что УК «Камаглавстрой», как было сказано выше, возглавляет «местоблюститель». Как нам удалось выяснить, до последнего момента основным местом работы нынешнего гендиректора Шакирова было управление стратегического планирования ОАО «Татнефть». Начальник этого управления Александр Тищенко занял пост председателя  совета директоров.
 
Вся история протекала бы относительно тихо, если бы новый менеджмент не стал ничего менять. Однако почему-то было решено резко вывернуть руль, остановив завод КПД. Неосторожное движение, возможно, обоснованное с экономической точки зрения, оказалось чревато политическими и социальными рисками. Впрочем, сегодня они устранены.
 
В чьих руках в итоге окажется крупнейшая строительная компания Татарстана, покажет время. Газета «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием ситуации.
Персоны Компании
Отцы-основатели ТАИФа уходят в тень
Почему Альберт Шигабудтдинов покидает свои посты в "Казаньоргсинтезе" и Нижнекамскнефтехиме" .
Геннадий Тимченко пассажиров не берет
В преддверии крупнейшей сделки в истории российского железнодорожного рынка — продажи Первой грузовой компании (ПГК) — один из главных претендентов Геннадий Тимченко избавляется от давних партнеров по этому бизнесу
ЧТПЗ остается в нефтесервисе
Группа ЧТПЗ отказалась от продажи основных нефтесервисных активов принадлежащей ей компании "Римера" — завода "Алнас" и компании "Юганскнефтегазгеофизика", за которые в конце прошлого года планировала выручить до $500 млн